Национальные проекты России представляют собой масштабные государственные программы, направленные на развитие ключевых сфер жизни общества. Эти долгосрочные инициативы, реализуемые по поручению Президента России Владимира Путина, призваны внести существенные изменения в экономику, социальную сферу и инфраструктуру, а также улучшить качество жизни людей.
-
С 2025 стартует реализация новых национальных проектов, рассчитанных на период до 2030 года, включая:
- «Семья»
- «Кадры»
- «Молодёжь и дети»
- «Продолжительная и активная жизнь»
- «Новые технологии сбережения здоровья»
- «Экологическое благополучие»
- «Инфраструктура для жизни»
- «Международная кооперация и экспорт»
- «Эффективная транспортная система»
- «Туризм и гостеприимство»
- «Транспортная мобильность»
- «Экономика данных и цифровая трансформация государства»
- «Эффективная и конкурентная экономика»
- «Средства производства и автоматизации»
- «Беспилотные авиационные системы»
- «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности»
- «Новые материалы и химия»
- «Новые энергетические технологии (в том числе атомные)»
- «Перспективные космические технологии и сервисы»
Особое внимание в рамках национальных проектов уделяется развитию научной и образовательной сферы. Национальный проект «Наука», действовавший с 2018 года, трансформировался в национальный проект «Наука и университеты», сохранив свою ключевую направленность на развитие научно-образовательной инфраструктуры, поддержку научных исследований и развитие высшего образования. С 2025 года большая часть мер перешла в национальный проект «Молодежь и дети».
Государство уделяет этому особое внимание, предоставляя молодым людям широкий спектр высококачественных образовательных программ, стипендий, грантов и других возможностей для самореализации.
Основные инициативы Минобрнауки России, реализуемые в рамках национальных проектов:
-
-
Передовые инженерные школы (нацпроект «Молодёжь и дети»);
Проект «Передовые инженерные школы» направлен на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров для обеспечения технологического суверенитета страны. Ключевая задача — создание новой модели инженерного образования, ориентированной на потребности современной экономики и высокотехнологичных отраслей. ПИШ реализуют ведущие университеты и компании-партнёры, нацеленные на формирование комплексных компетенций для решения актуальных инженерно-технических задач.
Цель: К 2030 году создать не менее 50 новых передовых инженерных школ дополнительно к 50 имеющимся, то есть в общей сложности развернуть по стране сеть из 100 таких школ, которые будут готовить специалистов высшей квалификации.
Подробнее о ПИШ
-
-
Программа «Приоритет-2030» (нацпроект «Молодёжь и дети»);
В 2021 году в России была запущена самая масштабная государственная программа поддержки университетов — «Приоритет-2030». Программа позволила сконцентрировать ресурсы для обеспечения вклада российских университетов в достижение национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, повысить научно-образовательный потенциал университетов и научных организаций, а также обеспечить участие образовательных организаций высшего образования в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации.
Цель: К 2030 году сформировать в России более 100 прогрессивных современных университетов — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны.
Подробнее о программе «Приоритет-2030»
-
- Молодежные лаборатории (нацпроект «Молодежь и дети»);
Молодежные лаборатории — это современные пространства, где молодые ученые проводят научные исследования под руководством опытных наставников. Ключевая особенность таких лабораторий — молодой состав: не менее 2/3 сотрудников должны быть в возрасте до 39 лет. Это создает уникальную среду для профессионального развития и реализации смелых идей. Реализация мероприятия по созданию молодежных лабораторий позволяет молодым исследователям полностью сфокусироваться на своей работе, при этом получая соответствующие ресурсы, необходимые для воплощения инновационных разработок.
Цель: К 2030 году создать еще не менее 800 молодежных лабораторий.
-
- Конгресс молодых ученых (нацпроект «Молодежь и дети»);
Конгресс молодых ученых — ключевое ежегодное событие в рамках Десятилетия науки и технологий, объявленного Указом Президента Российской Федерации в целях усиления роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны. Конгресс выступает крупнейшей площадкой для диалога передовой и фундаментальной науки, государственной власти и реального сектора экономики и задает основные векторы научно-технологического развития России.
Подробнее о Конгрессе молодых ученых
-
- Кадровый управленческий резерв в области науки, технологий и высшего образования (нацпроект «Молодежь и дети»);
Стратегическая цель создания резерва — формирование сообщества молодых управленцев в сфере науки, технологий и высшего образования, мотивированных на решение ключевых задач научно-технологического развития Российской Федерации, обладающих высоким уровнем управленческого потенциала и гражданской ответственности, имеющих необходимый уровень профессиональной квалификации и прошедшие отбор.
Задачи:
- обновление кадрового состава управленческого звена в организациях сектора исследований и разработок, высшего образования;
- стимулирование взаимодействия между наукой, бизнесом и органами власти, формирования новых команд, проектов и решений;
- ознакомление руководителей с современными тенденностями, моделями и инструментами для развития науки, технологий и высшего образования.
Цель: привлечение к 2030 году не менее 1,3 тыс. участников программы развития кадрового управленческого резерва к имеющимся 760.
-
-
Создание сети современных кампусов (нацпроект «Молодежь и дети»);
Для развития и самореализации молодежи не маловажную роль играет создание комфортных условий для обучения. Кампусы предоставят студентам и ученым множество новых возможностей, которые могут значительно обогатить их образовательный и научный опыт. Некоторые из этих возможностей включают доступ к передовым технологиям и лабораториям, возможность участвовать в исследовательских проектах, обмен знаниями с выдающимися учеными со всего мира, а также доступ к разнообразным образовательным и культурным мероприятиям. Студенты могут получить доступ к самым современным образовательным программам, что позволяет им глубже погружаться в профессию и расширять свои знания в различных областях. Во многих регионах высокотехнологичная инфраструктура должна объединить сразу несколько вузов, что позволит получать не только академические знания, но и расширить круг общения, интересов и творческого самовыражения. Кампусы дают возможность студентам и ученым получить более глубокое и разностороннее образование, расширить свои профессиональные горизонты и активно участвовать в научном сообществе.
К 2030 году в России появится сеть из 25 современных кампусов, а к 2036 году их станет 40. Сейчас 1 проект (кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана) уже завершен, а 24 проекта находятся на разной стадии реализации. Они станут передовыми площадками для развития критически важных отечественных технологий, реализации прорывных научных проектов и притяжения талантливой молодежи со всей страны.
Инфраструктура кампусов будет создаваться как единая среда студенческого, научного и делового сообщества. Концепции кампусов предполагают большое количество открытых образовательных пространств, трансформируемых аудиторий. Это уникальная и комплексная среда для индивидуального и командного развития, общей корпоративной культуры преподавателей, студентов и ученых. Разработанные в кампусах проекты и продукты должны быть востребованы жителями города или региона, в котором они расположены, способствуя социально-экономическому развитию территорий.
В 2021 году были выбраны восемь проектов кампусов в Новосибирске, Калининграде, Томске, Челябинске, Уфе, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и Москве. Еще девять проектов были отобраны в 2022 году — современные кампусы появятся в Самаре, Великом Новгороде, Перми, Южно-Сахалинске, Тюмени, Хабаровске, Иваново, Архангельске, а также на федеральной территории «Сириус». 8 проектов были определены в 2024 году, они будут реализованы в Забайкальском крае, Камчатском крае, Приморском крае, Мурманской и Смоленской областях, Республике Бурятия, а также два проекта в Москве на базе Московского государственного строительного университета (МГСУ) и Московского государственного технологического университета «Станкин».
Финансирование этого проекта будет реализовано как за счет средств федерального и регионального бюджетов, так и за счет внебюджетных источников.
Подробнее о кампусах
-
-
Капитальный ремонт и оснащение студенческих общежитий (нацпроект «Молодежь и дети»);
Студенческие общежития играют ключевую роль в университетской жизни, обеспечивая комфортные условия для проживания и обучения. В России многие общежития нуждаются в обновлении и модернизации, чтобы соответствовать современным стандартам комфорта и безопасности.
Приоритетным направлением для университетов должно стать комплексное улучшение условий в студенческих общежитиях, включающее капитальный ремонт зданий развитие инфраструктуры, а также создание комфортной атмосферы, стимулирующей социальные взаимодействия и культурно-досуговые мероприятия.
Инвестиции в общежития — это вложение в будущее, поскольку современные и комфортные условия проживания повысят качество жизни студентов, создадут благоприятную среду для обучения и укрепят привлекательность вузов для абитуриентов. Важно, что студенческие общежития — это одна из составляющих университетской экосистемы, и их модернизация является инвестицией в будущее российских университетов и их студентов.
Цель: отремонтировать 800 общежитий по всей стране.
-
-
Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» (нацпроект «Молодежь и дети»);
Всероссийская олимпиада студентов «Я — профессионал» — уникальная платформа для студентов различных направлений подготовки: технических, гуманитарных, естественно-научных, педагогических, аграрных и медицинских.
Дипломы, полученные участниками, позволяют претендовать на льготы при поступлении в ведущие вузы страны. Для самых сильных участников олимпиады предусмотрены денежные премии, размер которых зависит от категории участия «Бакалавриат» или «Специалитет /магистратура».
Дипломанты имеют возможность пройти стажировку в крупных российских компаниях, что способствует практическому усвоению знаний и развитию профессиональных навыков. Участники олимпиады получают доступ к вакансиям компаний-партнеров, консультациям HR-специалистов, а также к онлайн-мероприятиям и экскурсиям, что создает дополнительные возможности для карьерного роста и профессионального развития.
Подробнее об олимпиаде
-
-
Национальный открытый чемпионат творческих компетенций «ArtMasters» (нацпроект «Молодежь и дети»);
«ArtMasters» — это масштабный чемпионат, который объединяет специалистов в области медиа, дизайна, кино, телевидения, музыки, технологий и театра. Экспертный совет чемпионата состоит из ведущих профессионалов, что обеспечивает высокий уровень оценки работ участников.
В рамках соревнований победителям основной возрастной категории вручаются денежные сертификаты, которые могут быть использованы для образовательных целей, приобретения профессионального оборудования или реализации собственных проектов. ArtMasters также предлагает партнёрскую программу, включающую предоставление оборудования, материалов и услуг, необходимых для успешной работы, а также стажировки в ведущих компаниях и интеграцию в актуальные проекты креативных индустрий.
Эти соревнования служат платформой для специалистов в сфере backstage и цифрового искусства, позволяя молодым талантам раскрыть свой потенциал, повысить профессиональное мастерство, представить свои проекты и получить финансирование, что содействует реализации крупных креативных инициатив под руководством опытных наставников.
Подробнее о чемпионате
-
-
Международная олимпиада Ассоциации «Глобальные университеты» (нацпроект «Молодежь и дети»);
Олимпиада Open Doors предоставляет талантливым иностранным студентам возможности для обучения, саморазвития и академического роста. Молодые люди из разных стран мира ежегодно участвуют в интеллектуальных соревнованиях по 14 междисциплинарным направлениям. Участие в Олимпиаде бесплатное, полностью в онлайн-формате, на английском и русском языках.
Победа в Олимпиаде открывает двери в ведущие российские университеты. Участники могут поступить на программы бакалавриата, специалитета, магистратуры или аспирантуры либо получить позицию в научно-исследовательском проекте. Победители получают право на бесплатное образование с возможностью выбора университета и программы на английском или русском языках.
Все этапы Олимпиады и последующего выбора программы и университета реализованы по системе «одно окно» с поддержкой участников в режиме 24/7.
Подробнее об олимпиаде
-
-
Система мотивирования иностранных обучающихся к успешному освоению образовательных программ (нацпроект «Молодежь и дети»);
Талантливым иностранным абитуриентам предоставляется шанс получить грантовую поддержку, которая покроет сопутствующие расходы на обучение в российских университетах.
За счет гранта покрываются расходы на перелет в Россию и обратно, проживание и добровольное медицинское страхование, а также ежемесячные выплаты, которые частично компенсируют повседневные расходы иностранных студентов.
Грантополучатели отбираются среди победителей олимпиады Open Doors. Гранты распределяются по ранжированному рейтингу победителей и призеров олимпиады Open Doors.
Информация о грантах будет размещена на сайте Международной олимпиады Ассоциации «Глобальные университеты»
-
-
Программа «Летний/Зимний университет» (нацпроект «Молодежь и дети»);
«Летний университет» и «Зимний университет» — это международные образовательные проекты, направленные на укрепление связей и сотрудничества между студентами из различных стран, а также на повышение престижа российского высшего образования.
Основной целью «Зимнего университета» является содействие развитию связей между молодыми специалистами в инженерной сфере, а также углубление международного сотрудничества и повышение квалификации студентов в области инженерных наук.
Цель «Летнего университета» заключается в популяризации российского высшего образования среди иностранных студентов, развитии их профессиональных навыков, а также ознакомлении с культурными особенностями, традициями и историей различных регионов России.
Сайт «Летнего университета»
Сайт «Зимнего университета»
-
-
Студенческие патриотические клубы Ассоциации «Я горжусь» (нацпроект «Молодежь и дети»);
Ассоциация студенческих патриотических клубов «Я горжусь» объединяет клубы, которые стремятся воспитать социально ответственную молодежь, ориентируясь на духовные и исторические ценности России. Основная задача Ассоциации — формирование образа патриота среди студентов и внедрение системного подхода к гражданско-патриотическому воспитанию в вузах.
Клубы Ассоциации играют важную роль в развитии молодежной культуры, формируя активную гражданскую позицию студентов, а также развивая лидерские качества и навыки командной работы. Они организуют разнообразные мероприятия и акции, помогая студентам осознать свою связь с историей и культурой страны. Ассоциацией транслируется федеральная патриотическая повестка, которая активно интегрируется в деятельность клубов по всей стране через систему методической поддержки, создаются условия и возможности для развития компетенций активистов клубов, обмена опытом и взаимодействия, а также поддержки локальных патриотических инициатив, что способствует эффективной координации деятельности студенческого патриотического сообщества.
Подробнее о студенческих патриотических клубах
Вопросы и ответы
Что такое НОЦ и зачем они нужны?
Научно-образовательный центр мирового уровня — поддерживаемое субъектом Российской Федерации объединение без образования юридического лица федеральных государственных образовательных организаций высшего образования и (или) научных организаций с организациями, действующими в реальном секторе экономики, и осуществляющий деятельность в соответствии с программой деятельности центра.
Научно-образовательные центры (НОЦ) создаются в регионах с учетом местных направлений и нужд. Прежде всего НОЦ призваны наладить связь между тем, что происходит в лабораториях, и бизнесом.
Чем будут заниматься НЦМУ?
Научные центры мирового уровня различаются по типам и создаются в целях осуществления прорывных исследований преимущественно фундаментального и поискового характера, направленных на решение задач, соответствующих мировому уровню актуальности и значимости. Они призваны объединить для решения масштабных экономических и научных задач потенциал ведущих университетов, научных организаций и предприятий реального сектора.
Какую поддержку могут получить молодые ученые?
На государственном уровне для молодых ученых, осуществляющих перспективные исследования по направлениям научно-технологического развития и модернизации российской экономики, установлена система мер поддержки — финансовых, социальных и профессиональных.
Финансовая поддержка включает в себя гранты Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, президентские и правительственные стипендии для молодых ученых и аспирантов, а также гранты, предоставляемые фондами поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности. Социальная поддержка связана с вопросом обеспечения молодых ученых жильем. Что касается профессиональной поддержки, то здесь она связана с созданием научно-образовательных и научных центров мирового уровня, а также запуском федерального проекта «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок в Российской Федерации», который направлен на обновление приборной базы.
На что направлена работа инжиниринговых центров?
Развитие кооперации между наукой и крупными российскими предприятиями — одна из приоритетных задач нацпроекта «Наука и университеты». Важную роль в коммерциализации научных исследований и разработок, а также их трансфере в реальный сектор экономики играют инжиниринговые центры.
Благодаря работе Инжиниринговых центров увеличивается эффективность осуществления вузами научной и образовательной деятельности, расширяется спектр фундаментальных и прикладных исследований. Создание инжиниринговых центров позволяет обеспечить коммерциализацию и вывод на рынок результатов исследований и разработок, а также ускорить процесс импортозамещения.
Какие задачи реализуются в рамках развития инфраструктуры?
В задачи нацпроекта входит обеспечение передовой инфраструктуры для научных исследований, включая обновление приборной базы ведущих организаций, а также создание уникальных научных установок класса «мегасайенс». Кроме этого, запланировано строительство и модернизация научно-исследовательского флота, совершенствование цифровой инфраструктуры, создание комфортных условий для школьников, студентов, научных работников и педагогов.
Что представляет собой программа «Приоритет 2030»?
«Приоритет 2030» представляет собой программу государственной поддержки российских университетов, цель которой сформировать к 2030 году более сотни прогрессивных современных учебных заведений — центров научно-технологического и социально-экономического развития страны. Программа направлена на повышение конкурентоспособности России в области образования, науки и технологий. Она также призвана поддержать вклад российских университетов в достижение национальных целей развития России до 2030 года.
Информация о десятилетии науки и технологий в Российской Федерации
Президент России Владимир Путин объявил о проведении с 2022 по 2031 год Десятилетия науки и технологий.
Его основные цели — привлечение молодежи в сферу науки и технологий, вовлечение исследователей и разработчиков в решение важных задач для страны и общества и рост знания людей о достижениях Российской науки.
Десятилетие науки и технологий в России включает в себя комплекс инициатив, проектов и мероприятий. Все они направлены на усиление роли науки и технологий в решении важнейших задач развития общества и страны.
Более подробная информация об инициативах, мероприятиях и проектах Десятилетия науки и технологий — на сайте наука.рф.
Оператор проведения Десятилетия науки и технологий — АНО «Национальные приоритеты».
СПбГУПТД — крупнейший отечественный ВУЗ, реализующий научные исследования и разработки в области текстильной, целлюлозно-бумажной, химической и легкой промышленностей: от дизайна до новых материалов с заданным комплексом свойств, автоматизации и цифровизации производственных процессов.
СПбГУПТД входит в рейтинги RAEX (2021/2022 уч.год):
— Глобальный рейтинг «Три миссии университета»
— Предметный рейтинг по технологии легкой промышленности
— Предметный рейтинг по химической технологии.
В рамках нацпроекту «Наука и университеты» программы «Приоритет 2030» СПбГУПТД реализует 4 стртатегических проекта, направленных реформирование и цифровизацию важнейших отраслей текстильной, полиграфической и лёгкой промышленности, создание технологии и подготовку кадров для новых секторов глобальной экономики — цифрового промышленного дизайна, «умного» текстиля, упаковочных материалов и высокотехнологичной индустрии моды на базе математического прогнозирования и моделирования свойств.
Программа развития университета и стратегические проекты получили поддержку Минэкономразвития, Минпромторга, губернатора и Правительства Санкт-Петербурга. СПбГУПТД возглавляет консорциум «Цифровой промышленный дизайн, композиционные материалы, „умная“ одежда и ткани», в рамках которого взаимодействует с научным центром мирового уровня Петербургского университета и другими участниками.
Стратегические проекты СПбГУПТД
1. Стратегический проект «Развитие производства биоразлагаемой упаковки на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности (ЦБП)»
2. Стратегический проект «Умный текстиль». Технологии производства инновационной продукции текстильной и легкой промышленности
3. Стратегический проект «Международный центр трансфера технологий и компетенций FashionTech»
4. Стратегический проект: Кластер цифрового промышленного дизайна. «СмартДизайн»
Новости
Международный день женщин и девочек в науке
День российской науки в СПбГУПТД
Студенты СПбГУПТД будут выпускать микрокристаллическую целлюлозу
Открылась обновленная экспозиция «Десятилетие науки и технологий» на Международной выставке-форуме «Россия»
При участии студентки СПбГУПТД создан прибор для надевания обуви без помощи рук
Ученые СПбГУПТД разрабатывают крем широкого действия
Российские ученые создали прибор для измерения теплопроводности материалов
Молодые ученые СПбГУПТД разрабатывают инновационные материалы для кораблей вместе со школьниками в «Сириусе»
Ученые СПбГУПТД представили разработку в области адсорбции и катализа представителям нефтегазового комплекса
В Петербурге ученые создали кровоостанавливающий материал на основе хитозана
Студенты СПбГУПТД разработали решение для пациентоцентричной медицины
Твердое биотопливо как способ решение проблемы утилизации древесных отходов
Уникальные бумагоподобные нанокомпозитные материалы на основе стеклянных и базальтовых волокон
Экологичный и экономичный метод получения гидрогелей из макулатуры бумаги и картона
Новый вид биоразлагаемой упаковки
Экологичный антибактериальный гидрогель
Импортозамещающая технология изготовления белого слоя гофрокартона из макулатуры
Самоочищающиеся ткани для одежды будущего
Импортозамещающие технологии ученых СПбГУПТД для Легпрома
Отечественное углеродное волокно для топливных батарей российских самолетов
Антибактериальные и противогрибковые текстильные материалы нового поколения