Сотрудники

Михаил Александрович Степанов

Заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, кандидат философских наук, доцент.

Контактная информация

Телефон / факс: +7 (812) 275-85-26
Адрес: 191028, Санкт-Петербург, ул. Моховая, д. 26

Звания и награды

  • Член общественной творческой региональной организации «Санкт-Петербургский Союз дизайнеров».
  • Член Международной ассоциации искусствоведов АИС.
  • 2022 г. – присвоено ученое звание доцента по научной специальности 5.10.01 – Теория и история культуры, искусства.

Образование

  • 2007 г. – Санкт-Петербургский государственный университет, факультет философии и политологии, кафедра онтологии и теории познания.
  • 2011 г. – защита кандидатской диссертации, Санкт-Петербургский государственный университет. Тема: «Опыт мышления тела: к эпистемологии Дитмара Кампера».
  • 2015 г. – удостоверение № 04875779, «Современные аспекты рекламы и PR в индустрии моды», 50 ч., ФГБОУ ВО СПбГУПТД.
  • 2017 г. – удостоверение № 474- 660/97, «Охрана труда», 16 ч., ФГБОУ ВО СПбГУПТД.
  • 2017 г. – диплом «Реклама и связи с общественностью», 280 ч., ФГБОУ ВО СПбГУПТД.
  • 2022 г. – удостоверение о повышении квалификации АНО ВО «Университет Иннополис» по программе «Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплины».
  • 2023 г. – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Мобильная видеография» Центра Креативных Индустрий СПбГУПТД.

Профессиональный опыт

  • В настоящее время – заведующий кафедрой рекламы и связей с общественностью СПбГУПТД.

  • 2017 - 2018 гг. – доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, и.о. заведующего кафедрой рекламы и связей с общественностью Института бизнес-коммуникаций СПбГУПТД.

  • 2015 - 2017 гг. – доцент кафедры рекламы и связей с общественностью Института бизнес-коммуникаций СПбГУПТД.

  • 2013 - 2015 гг. – доцент кафедры истории и теории дизайна и медиакоммуникаций Института бизнес-коммуникаций СПбГУТД.

  • 2013 - 2014 гг. – ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологи МК РФ.

  • 2012 г. – разработал и читал курсы: «Философские проблемы науки и техники», «Методологические проблемы современной науки», «Теория и философия медиа», «Визуальные коммуникации в современной культуре», Института бизнес-коммуникаций СПГУТД.

  • 2011 - 2012 гг. – старший преподаватель кафедры рекламных технологий Института бизнес-коммуникаций СПГУТД.

  • 2007 - 2009 гг. – преподаватель философии юридического факультета СПбГУ.

Научно-исследовательская работа:

  • 2014 г. – по настоящее время - старший научный сотрудник Центра фундаментальных исследований культуры Российского НИИ культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачёва.
  • 2013 - 2014 гг. – ученый секретарь Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологи МК РФ.
  • 2011 - 2013 гг. – научный сотрудник Сектора фундаментальных исследований культуры Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологи МК РФ.
  • 2010 - 2011 гг. – научный сотрудник научно-исследовательского центра медиафилософии при философском факультете СПбГУ (со-организатор и учёный секретарь Центра с 2008 г.).

Международные исследовательские проекты:

  • 2012 г. – приглашенный исследователь на кафедре культурологии Национального педагогического университета им. М. П. Драгомонова (Киев, Украина). Проект: «Деавтономия медиа: от расширения человека к расширению машины».
  • 2005 – 2006 гг. – студент Института философии Университета Грайфсвальда, Германия. Проект: «Абстракция тела: рецепция В. Флюссера у Д. Кампера».
  • 2009 – 2010 гг. – стипендиат Австрийской службы академических обменов / OeAD (Austrian Agency for International Cooperation in Education and Research), приглашенный исследователь при кафедре философской и исторической антропологии искусств Венской академии изящных искусств. Проект: «Медиа как машины абстракций».
  • 2011 гг. – приглашенный исследователь Института медиа и коммуникации Университета Гамбурга (Гамбург, Германия). Проект: «Исследования медиа в диалоге: аппарат-оператор».
  • 2011 – по настоящее время – редактор Международного журнала исследований культуры. Издательство: Эйдос (Санкт-Петербург) eISSN: 2079-1100. Входит в ядро РИНЦ, Включен в перечень ВАК, Входит в RSCI (Russian Science Citation Index) на платформе Web of Science. Электронный адрес: http://culturalresearch.ru/ru.
  • 2009 – 2011 гг. – со-редактор изданий Центра медиафилософии при философском факультете СПбГУ.

Общий стаж работы 8 лет 3 месяца.

Стаж работы по специальности 8 лет 3 месяца.

Преподаваемые дисциплины

  • ВКР
  • Государственный экзамен
  • Защита ВКР
  • Производственная практика (профессионально-творческая практика)
  • Популярная культура и массовые коммуникации
  • Эстетика рекламной коммуникации
  • Преддипломная практика (научно-исследовательская работа)
  • Производственная практика (практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)
  • Сдача НКР
  • Теория и философия медиакоммуникаций
  • Введение в коммуникационные специальности

Основные публикации

  • Креативные индустрии и искусственный интеллект: контуры будущего // Медиа в современном мире. 62-е Петербургские чтения. Сборник материалов ежегодного 62-го Международного научного форума. В 2-х томах. Отв. редактор А.А. Малышев. Санкт-Петербург, 2023. С. 213-214.
  • Деавтономия постчеловеческого воображения: новые направления в теории искусства // Актуальные проблемы теории и истории искусства. 2022. Т. 12. С. 663-673.
  • «Мечты - третий сорт», или пределы воображения // Тезисы докладов 50-й Международной научной филологической конференции имени Людмилы Алексеевны Вербицкой. Тезисы докладов. Санкт-Петербург, 2022. С. 192-193.
  • Современные методы интерпретации культуры. Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2022.
  • Нематериальное культурное наследие как ресурс креативных индустрий // Медиа в современном мире. 61-е Петербургские чтения. статьи участников ежегодного апрельского научного форума. Санкт-Петербург, 2022. С. 213-214.
  • Воображение фотографии // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 4 (49). С. 148-151.
  • О деавтономии: тезисы после конца истории // Синтез современности: руины ГАХН и постдисциплинарность / под ред. Н. Сазонова, А. Хеннинг. М.: Издательство Института Гайдара, 2021. 312 с. С.99-121. ISBN 978-5-93255-605-4.
  • Пределы восприятия: к сущности цифровой культуры // V Российский культурологический конгресс с международным участием «Культурное наследие – от прошлого к будущему»: программа и тезисы докладов. Санкт-Петербург, 8-10 ноября 2021 г. – Санкт-Петербург; Москва: Институт наследия, 2021. – 232 с. – С. 215. ISBN 978-5-86443-310-2 DOI 10.34685/HI.2020.25.32.004.
  • Стратегии искусства новых медиа: к постчеловеческому воображению. // Международный журнал исследований культуры. – 2021. – № 4 (45). – С. 92–102. ISSN 2079-1100 DOI: 10.52173/2079-1100_2021_4_92.
  • Пределы восприятия: к вопросу о цифровизации культуры // Цифровизация культуры и культура цифровизации: современные проблемы информационных технологий (Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, 08 октября 2020 г.) / отв. ред. С. Ю. Житенев. – Москва: Институт Наследия, 2020. 204 с. С. 158-162. ISBN 978-5-86443-337-9.
  • Теории медиа в контексте цифровой культуры // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения. Сборник материалов Международного научного форума. В 2-х томах. Ответственный редактор В.В. Васильева. 2019. С. 33-35.
  • Образ вне Logos’а // Международный журнал исследований культуры. № 3 (36) 2019. С. 231-236.
  • Цифра и образ: генеалогия новой визуальности. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2019 №35. С. 126-133. (Web of Science).
  • Цифровая эстетика в кино, или О чем заговорили вещи? // Международный журнал исследований культуры. № 3 (32) 2018. С. 137-147.
  • Цифровая эстетика в современных коммуникациях. // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна №2. 2018. Серия 3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. С. 62-65.
  • Онейроидный синдром: Тарковский и видеоигры // Тарковский. Сны. / Сост. А.Ахмадщина. - СПб.: Книжные мастерские, 2018. С.82-99.
  • Цифровая эсхатология // Новое литературное обозрение № 149 (1/2018). Fins De Siècle: Антропология переломных эпох. С.333-367.
  • Предисловие, Глоссарий, Научная редакция книги Эльзессер Т. Хагенер М. Теория кино: глаз, эмоции, тело. – Спб.: Сеанс, 2017.
  • Коммуникология Вилема Флюссера: между медиа и сообщением. //Международный журнал исследований культуры. 2 (27) 2017. – С. 6-13. Приглашенный редактор номера.
  • Дизайн и революция: Вилем Флюссер об искусстве повседневного // Международный журнал исследований культуры. 1 (22) 2016. – С.146 - 151.
  • Кино как опыт извергнутых медиа // Международный журнал исследований культуры. - 1 (22) 2016. - С.102-115.
  • След машины: генеалогия «комплекса аппарат-оператор» Вилема Флюссера. // Коллективная монография «Про&Контра медиакультуры» - «Расщепления визуального: значение новых медиа». – М: 2015. С. 20-28.
  • Элементы археологии медиа. // Международный журнал исследований культуры. - 1(14)2014. – С.92-99.
  • Грау, О. Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований. / пер. с нем. А. М. Гайсина. — СПб.: Эйдос, 2013. — 56 с., илл.
  • Цилински, З. Набрасывать и выявлять. Аспекты генеалогии проекции. / пер. с нем. М.А.Степанова. – СПб.: Эйдос, 2013. – 64 стр. илл.
  • "От субъекта к проекту": к теории медиа Вилема Флюссера. // Время дизайна. Материалы научной конференции - 5-й международной научной конференции "Время дизайна" в рамках Биеннале дизайна "Модулор - 2011". – СПб.: ФГБОУ ВПО "СПГУТД", 2013. С.99-102.
  • «Вторая» машина Готтхарда Гюнтера, аппарат Вилема Флюссера и трансгуманистический оптимизм. // Медиа: между магией и технологией / Под редакцией Н.Сосна, К.Федоровой. - Екатеринбург-Москва, 2013 - С. 207-230.
  • Поэтика изобретения. // Международный журнал исследований культуры. - 3(12)2013. – С. 157-160.
  • What is Pragmatic Media Philosophy? // Pragmatism Today. Volume 4, Issue 1, Summer 2013 –Pp. 85-94 – in English Куратор как результат разделения труда (по П. Вайбелю).
  • Теоретические пролегомены к кураторству в технологическом искусстве// Международный журнал исследований культуры. – 2013. №1(10). - С. 132-139.
  • Машинный поворот: изобретение вместо методологии. Интервью с Геральдом Раунигом // Международный журнал исследований культуры. – 2012. №5(6). - С.84-88.
  • Порядок визуальности. Рецензия на книгу Imagery in the 21st Century. Ed. Oliver Grau. – Cambridge: MIT, 2011. // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - №7(8) С.131-134.
  • На производство! Рецензия на книгу «Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012» // Международный журнал исследований культуры. - 2012. - №6(7) С.140-143.
  • Machina ludens: размерность новых медиа. // Международный журнал исследований культуры. – 2011. №3(4). С.40-43
  • Шестое чувство. Рецензия на книгу «Чувство, тело, движение»// Международный журнал исследований культуры. – 2011. №3(4). – С.83-84.
  • Мышление кино. Рецензия на книгу Оксаны Булгаковой «Советский слухоглаз: Кино и его органы чувств». // Международный журнал исследований культуры. – 2011. №3(4). С.80-82.
  • Тело, машина и искусство. Интервью с проф. Элизабет фон Самсонов. // Международный журнал исследований культуры. – 2010. №1. С.118-124.
  • Аппаратное понимание медиа. // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина, серия Философия. – 2010. Том 2. №3. - С.184-200.
  • Человек с фотоаппаратом. // Метафизические исследования. Выпуск 214. Дагерротип. СПб.: Изд-во СПбФО, 2010. С.108 117.
  • Телесность коммуникации как основание медиафилософии. // Социально-гуманитарные знания. 2009 № 12. С. 333-340.
  • Машины абстракций и конец протезирования. // Медиафилософия 2 Границы дисциплины. / под ред. В.В.Савчука, М.А.Степанова – СПб. 2009. С. 123-137.
  • Machines of abstraction. Or how to pass from the Subject to the Project? // GHREBH, Journal of Communication, Culture and Media Theory. Vol. 1, № 12 (2008): Sujeito, Mídia e Cultura. — Brasil - São Paulo. - ISSN 1679-9100. (http://revista.cisc.org.br)

Переводы:

  • Цилински, З. Набрасывать и выявлять. Аспекты генеалогии проекции. – СПб.: Эйдос, 2013. – 64 стр. илл. - Серия “machina media”
  • Грау О. Фантасмагорическое визуальное колдовство 18-ого столетия и его жизнь в медиа искусстве. / пер. с нем. // Международный журнал исследований культуры. – 2012. №5(6). - С.101-110.
  • Кастен, И. Тело и движение в женской мистике. Лишение власти тела, власть воображения и письмо. / пер. с нем. // Чувство, тело, движение: Сборник статей. - М.: Канон +, 2011. С. 215-231. ISBN 978-5-88373-256-9
  • Гебауер, Г. Эмоциональный мир «человека подполья» Достоевского. / пер. с нем. // Чувство, тело, движение: Сборник статей. - М.: Канон +, 2011. С. 251-272.
  • Кампер, Д. Тела-абстракции. Антропологический четырехугольник: тело, поверхность, линия и точка. / пер. с нем. // Тело. Насилие. Боль: Сборник статей. - Спб.: Изд-во РХГА, 2010. С. 65-87.
  • Кампер, Д. Тело, знание, голос и след. / Перевод с немец. и комм. // // Тело. Насилие. Боль: Сборник статей. - Спб.: Изд-во РХГА, 2010. С. 87-104.
  • Флюссер, В. О проецировании. / пер. с нем. // Хора. Журнал современной зарубежной философии и философской компаративистики. 2009. № 3/4. (9/10). С.65-76.