Конкурс «Лучший сайт
образовательной организации – 2020»
Голосуй за СПбГУПТД! № 231
Сергей Щербаков

Сергей Щербаков

Сергей Щербаков

У проекта «Истории успеха СПбГУПТД» совершенно случайно появилась не то, чтобы традиция, но некая закономерная черта: дело в том, что практически все герои, сумевшие добиться высоких результатов в профессиональной деятельности, за что и становились героями выпусков колонки, упоминали о судьбоности выбора университета для дальнейшего обучения. А сам рассказ об обстоятельствах, при которых герой поступал в университет, узнавал о нем совершенно непредсказуемым образом, и то, как родной вуз повлиял на ход карьеры, наводит на мысль о том, что стены университета пропитаны духом настойчивости, экспериментального поиска и стойкости перед трудностями. Его фундамент заложили те, чьей миссией было — передать не только знания, но и силу, веру в себя.

Описанная мною сегодня история не стала исключением. Десятый выпуск проекта об успешных героях нашего вуза посвящен выпускнику кожевенно-обувного и экономического факультетов Университета технологии и дизайна (ныне Института текстиля и моды и Института бизнес-коммуникаций СПбГУПТД), создателю и генеральному директору Фабрики нестандартной обуви «Меркурий» Сергею Щербакову.

В 1992 году Сергей закончил Санкт-Петербургскую физико-математическую школу, но в области физики и математики себя не рассматривал. Выпускные экзамены в школе тогда были совмещены со вступительными в вуз, и выпускникам с хорошими оценками необходимо было только подать документы. Сергей вспоминает, что в тот момент, когда уже нужно было определяться с дальнейшим выбором, у него не было никакого настроения что-то решать, после выпускного молодой человек попал в больницу, поэтому в ситуацию вмешались родители. Они по совету коллег с работы рассказали сыну об Университете технологии и дизайна (ныне Университете промышленных технологий и дизайна), и о кожевенно-обувном факультете, в надежде заинтересовать юношу. Сергей равнодушно согласился, даже не подозревая, что этот случайный выбор определит его призвание.

Так в 1992 году Сергей Щербаков становится студентом первого курса кожевенно-обувного факультета Университета технологии и дизайна (ныне Кафедра конструирования и технологии изделий из кожи им. проф. А. С. Шварца Института текстиля и моды СПбГУПТД). Начались студенческие будни, завязывалась дружба на года, появлялись симпатии. Одногруппники настолько сдружились, что вошли в историю университета, как команда, которая 5 лет подряд ездила в колхоз на картошку. Но главное — Сергей все больше знакомился с кожевенно-обувной отраслью, которая в России терпела трудные времена и нуждалась в поддержке, инновационных решениях и новому подходу. Вспоминая свой первый визит на фабрику «Скороход» (некогда флагман отечественной обувной промышленности), где впервые увидел массовое производство обуви, герой этой истории упомянул о том, что испытал абсолютно новые эмоции, он наблюдал за происходящем на фабрике, как за естественный процессом, менялись картинки, локации, Сергей погружался в «науку» создания обуви.

Преподаватель кафедры Лев Искендерович Адигезалов с радостью рассказал о своем студенте:

— Среди технологов у нас было 7-8 парней, остальные — девушки. В то время поступление парней на факультет было отчасти выбором случайным. Но в дальнейшем те, кто любил творить руками, полностью вовлекался в учебный процесс, так было и с Сергеем. Он вел исследовательскую работу по бесконтактному антропометрическому измерению стопы. И, понимаете, он «вгрызся» в такую тему, где нужно было постоянно самостоятельно искать решение. Он учился основательно, работал с тщательностью, присущей настоящему экспериментатору.

В 1997 году Сергей поступает в аспирантуру по специальности «Менеджмент», обучается по профилю «Организация и управление производством» и становится кандидатом экономических наук.

Учась в аспирантуре, с героем происходит еще одно судьбоносное событие, которое окончательно утвердило его место в обувной отрасли. Одногруппник Сергея, всегда мечтавший заниматься производством обуви, уговорил открыть вместе маленькое предприятие, занималось оно вполне стандартной женской обувью. Вскоре партнер оставил дело, а Сергей, уже увлеченный процессом, остался и продолжил вести дела самостоятельно.

Сергею пришлось пересмотреть траекторию бизнеса и осознать, что занять достойное положение в конкурентной борьбе можно, в его случае, выделив специфическую товарную группу, и сконцентрировавшись на ней. Так, Сергей принимает решение занять нишу нестандартной обуви. К тому моменту герой уже приобрел полезные контакты и нашел партнеров. «Большим предприятиям заниматься обувью больших размеров не выгодно, это другая специфика, маленькие объемы, сложное производство, а маленькое предприятие при правильном изучении потребностей рынка вполне может укрепить свое положение в гонке за клиента», — рассказывает Сергей. Предприятие стало носить название «Фабрика нестандартной обуви «Меркурий» и выпускать обувь больших размеров под маркой «Delfino». Первые заказы Фабрика получала благодаря участию Сергея в отраслевых выставках. В 2017 году при поддержке Правительства Санкт-Петербурга продукция Фабрики была выставлена на международной выставке Рива дель Гарда в Италии.

На первых порах молодой предприниматель столкнулся с рядом трудностей, а именно с недостатком качественных материалов, интересных фасонов колодок и подошв. Что-то приходилось разрабатывать самому, например, оснастку для машины, чтобы она могла затягивать большие размеры. Иногда случались и неприятности. «Для работы мы купили две натяжные машины ЗМК, — рассказывает Сергей, — это большие машины для затяжки носочно-пучковой части обуви, каждая весит около тонны, достаточно дорогие. И вот «джентльмен», управляющий погрузчиком, сумел уронить все две машины. Одна разбилась, и это был очень эмоциональный момент. Пришлось собрать из двух машин одну и работать на ней».


Осознавая важность сбора релевантной информации о своих клиентах и понимая, что данные о потребителе становятся очень ценным активом, Сергей включился в продвижение брэнда через онлайн-маркетинг и запустил интернет-платформу KupiRazmer. ru и сеть розничных магазинов. Так владельцу Фабрики удалось установить более тесную связь с клиентами и получать качественные данные об их потребностях.

Сегодня производство на «Меркурии» автоматизировано, годовой оборот предприятия составляет 14000000 рублей, в планах — выход на международные маркет плэйсы. Основным достижением предприятия Сергей считает бессменный коллектив предприятия, в его команде работают также два его одногруппника, выпускника СПбГУПТД. «Когда-то мы арендовали место под производство в одном бизнес-центре, — вспоминает Сергей, — междоусобица владельцев, царившая в нем, привела к тому, что деятельность Фабрики была парализована: не было ни воды, ни электричества, нам приходилось создавать какие-то времянки, таскать туда воду, отопление было разорвано, мы придумывали какие-то калориферы, и каждый день приходилось бороться, а заказ нужно было выполнить вовремя. Тогда коллектив и проявил себя как слаженная команда, никто не жаловался, все делали то, что нужно, нам удалось не сорвать сроки и вовремя все сделать».

Удивительно, но сегодня производство Фабрики нестандартной обуви «Меркурий», генеральным директором которой является Сергей Щербаков, находится в одном из учебных корпусов Университета промышленных технологий и дизайна на улице Цветочной, д.8, где и располагается alma-mater Сергея — Кафедра конструирования и технологии изделий из кожи им. проф. А. С. Шварца.

Преподаватель кафедры Лев Искендерович Адигезалов:

— Меня радует, что он (Сергей Щербаков) не равнодушен к масштабам и состоянию отрасли, он знает перспективы, знает трудности, знает и чувствует сферу в целом. Сергей не замыкается на созданном производстве, ведь студенты нашего Университета проходят на фабрике «Меркурий» практику. Вы знаете, каждый рабочий с удовольствием демонстрирует свою операцию студентам, рассказывает, объясняет, встречает так, чтобы будущие выпускники «прикипели» к работе. Также Сергей является председателем государственной экзаменационной комиссии по нескольким профилям. Да, трудностей в отрасли много, но у Сергея сильная команда, он следит за прогрессом и отлично справляется.

Лично меня в Сергее поразило то, как гармонично сочетаются в нем природная скромность и профессионализм. Герой этой истории не признает страха, он считает, что если страх есть, то нужно, чтобы рядом просто был человек, который скажет тебе: «Не бойся», и ты отправишься покорять вершины. Ну и не забывайте, друзья, про магию стен нашего Университета, верьте в себя, и в свою профессию.

Благодарю Сергея Щербакова за увлекательный рассказ об истории его успеха. Отдельно благодарю преподавателей Кафедры конструирования и технологии изделий из кожи им. проф. А. С. Шварца Льва Искендеровича Адигезалова, Надежду Владимировну Яковлеву и Наталию Николаевну Кондрашову за помощь в подготовке материала.

Оставить комментарий к истории, задать вопрос герою или отправить резюме вы можете на официальной страничке СПбГУПТД на facebook.


Архив историй