Марина Бадмаева

Марина Бадмаева

Марина Бадмаева

Восемнадцатый выпуск проекта «Истории успеха СПбГУПТД» посвящен талантливой художнице, которая на своем примере показывает миру, что творчество не основывается на одном лишь вдохновении, как и авторский стиль — на одном таланте. Наша героиня в свою историю успеха добавляет и другие ингредиенты.

Марина Бадмаева — ювелир и живописец, выпускница 2020 года магистратуры Института прикладного искусства Университета промышленных технологий и дизайна. Вместе со своим мужем дизайнером-скульптором, Сергеем Яптуевым, они создали бренд Hamar, под которым совместно выпускают ювелирные украшения и текстильные изделия. Работы Марины и Сергея нашли свою аудиторию не только в России, но и за рубежом — картины художницы и украшения от Hamar уже находятся в частных коллекциях Англии, Бельгии, Испании, США, Израиле и Южной Корее.

Помимо ювелирного искусства Марина Бадмаева занимается живописью. Первая персональная выставка молодой художницы прошла в Санкт-Петербурге, в Музее современного искусства «Артмуза». Затем было еще несколько выставок в Северной столице, картины Марины участвовали в экспозиции в Лондоне. Не так давно с большим успехом прошел вернисаж работ выпускницы СПбГУПТД на родине, в Национальном музее Республики Бурятия.

Тяга к творчеству у Марины появилась в раннем детстве. Родители поддерживали дочь в ее увлечениях и водили в разные секции: гимнастика, танцы, хор, моделирование, скаутинг. Самым серьезным занятием для нашей героини стало рисование — Марина закончила художественную школу. В старших классах девушку увлекла наука, были даже выступления на научных конференциях по физике, однако, когда пришло время выбирать, куда поступать, Марина поняла, что для нее важно получить именно творческую специальность. И все же наука самым неожиданным образом еще повлияет на профессиональное развитие Марины Бадмаевой.

При выборе специальности наша героиня отталкивалась от желания создавать что-то своими руками. О принятии этого судьбоносного решения она вспоминает так: «Я открыла буклет иркутского университета и нашла очень интересное и редкое направление». Это была технология художественной обработки материалов, позже наша героиня продолжит свое обучение в магистратуре Института прикладного искусства СПбГУПТД, где сфокусируется именно на ювелирном деле.

Во время учебы в Иркутске Марина знакомится со своим будущим мужем — второй половинкой творческого тандема под названием Hamar. Девушка проходила практику в мастерской известного скульптора Натальи Бакут, где в то время работал Сергей Яптуев. Курильница из нефрита и латуни, которую Марина создавала под руководством Сергея, стала первой работой их будущего тандема. Ребята начали встречаться, а через несколько месяцев пришло время обсудить совместное будущее.

Сергей собирался переезжать в Санкт-Петербург, а творческое окружение посоветовало Марине продолжить свое обучение в Университете промышленных технологий и дизайна, как в главном художественно-технологическом вузе страны. «Если поступать, то только в СПбГУПТД», — сказал Сергей.

Выбор магистратуры нашего университета сыграл определяющую роль в становлении Марины Бадмаевой как ювелира и живописца. Именно здесь она из талантливой, но еще неопытной художницы превратилась в настоящего профессионала. В стенах нашего Университета Марина впервые начала задумываться об осмыслении своего творчества.

«Бакалавриат дает обширный пласт знаний по искусству и технологии, базовые знания по профессии. Продолжение обучения в магистратуре — это не просто закрепление и углубление своих знаний, это большая работа с теоретическими и научными данными, которые позволяют твоему стилю стать более зрелым и оформленным, это иной уровень работы с творчеством. В СПбГУПТД я научилась семантически обосновывать свое искусство. Эти понятия стали для меня важны после встречи с Владиславом Леонидовичем Жуковым», — вспоминает Марина.

 

Владислав Леонидович Жуков — доцент кафедры технологии художественной обработки материалов и ювелирных изделий, любимый преподаватель нашей героини. Это тот случай, когда яркий преподаватель становится наставником для студентов. Марина признается, что после лекций Жукова навсегда изменила свой подход к работе:

«Семантика и система, которым нас научил Владислав Леонидович, делают творчество более осмысленным. Суть в том, чтобы ты мог объяснить каждый элемент своей работы. Например, если ты хочешь изобразить любовь, сначала ты ищешь основу для этого. Ей могут послужить символы, легенды, цвета. Ты раскладываешь все по полочкам, а затем работаешь над композицией, текстурой. Такая систематизация плодотворно влияет на творчество, потому что важно, чтобы идея не была пустой. Надо избавляться от фразы: „потому что так захотелось“, научиться объяснять. Это помогает аудитории воспринимать творчество, связывать его с автором».

Работы Марины Бадмаевой напоминают иконопись, на всех картинах можно увидеть лица или лики. Основным семантическим фундаментом является бурятская культура. При этом глубоко изучить ее, как это не парадоксально, Марине удалось не на родине, в Бурятии, а в Петербурге, в Университете промышленных технологий и дизайна, при работе над магистерской диссертацией.

  

«Я исследовала отражение бурятской культуры в своем творчестве. Я конечно знала то, что необходимо знать о своей культуре, однако появился повод в нее углубиться. Я получила именно научные знания, систематизировала их и открыла для себя много нового», — говорит наша выпускница.

Во время работы с источниками Марина часто зачитывала Сергею бурятские легенды. На основе этих историй пара создает собственные сюжеты, которые наполняют смыслом их проекты, будь то ювелирные украшения, платки или картины, а также помогают презентовать работы в интернет пространстве.

На первом курсе магистратуры Марина устроилась на ювелирный завод. А год назад они с Сергеем решили полностью сконцентрироваться на собственном творчестве. Так они стали развивать свой бренд под названием Hamar. Изначально бренд назывался «Улан-Хамар», что с бурятского переводится как «красный нос». Так звали одного из предков Сергея. Ребятам понравилось, как это звучит, но в итоге прижилось сокращенное название — «Хамар».

Марина отвечает за художественную составляющую, рисует эскизы, обсуждает их с мужем и воплощает в материале самые удачные идеи. Сергей coздaeт ЗD-мoдeли ювeлиpныx paбoт, печатает их на 3D-принтере, делает для Марины инструменты и станки, фотографирует ее картины и изделия, поддерживает техническую часть работы.

  

«Мы без выходных писали сторитейлы, делали фото- и видеоконтент, вкладывали столько сил в продвижение соцсетей, что на работу над коллекцией нас уже не хватало. Хотелось просто порисовать, но я не могла. В конце концов я выгорела и заболела. Тогда мы поняли, что надо менять SMM-стратегию. Мы выдохнули и ушли в создание коллекции», — рассказывает Марина Бадмаева.

«Активно публиковать контент — это хорошо, но наша мелодия несколько отличается от того, как мы пытались ее сыграть. Надо было найти свой голос в информационном пространстве, и мы решили обновлять контент реже, но делать его стоящим. Ведь в нем тоже должен быть смысл», — комментирует Сергей Яптуев.

Хитом продаж стали серьги под названием «Колготки», которые стали одной из визитных карточек бренда.


Помимо деятельности, связанной с развитием Hamar, Марина Бадмаева также является выставляющимся художником. Несмотря на то, что она рисовала со школьных времен и закончила художественную школу, она долгое время никому не показывала свои картины. Во время учебы на бакалавриате после лекций наша героиня бежала домой, доставала краски и холст и рисовала. А затем убирала свои работы в шкаф, чтобы никто их не увидел. Так продолжалось много лет. Одними из первых, кому молодая художница решила показать свои холсты, стали ее муж Сергей и ее преподаватель в Университете промышленных технологий и дизайна Владислав Леонидович Жуков. Сергей с улыбкой вспоминает, как Марина скромно призналась: «Я тут еще красками балуюсь». Но когда она достала из шкафа свои работы, Сергей понял, что это отнюдь не баловство. Он поразился необычному стилю автора, который не похож ни на что иное. Так могла нарисовать только Марина Бадмаева. Владислав Леонидович также оценил картины студентки и посоветовал ей продолжать рисовать. И Марина продолжила.

После окончания магистратуры Сергей уговорил жену подать свои работы на конкурс в «Артмузу», музей современного искусства в Петербурге. Картины были отобраны для выставки, и несмотря на то, что они ничего не выиграли, творчество Марины Бадмаевой заметили — ей предложили первую персональную выставку в том же музее. На открытие пришел и Владислав Леонидович.

 

После этого были еще выставки — в Центральном музее связи им. А.С. Попова в Санкт-Петербурге и даже в галерее современного искусства «Boomer Gallery» в Лондоне. Недавно у Марины прошла персональная выставка «Лицезрея» в Национальном музее Республики Бурятия, что для художницы особенно ценно и важно.

 

«Выставляться на родине было очень волнительно, появляется какая-то дополнительная ответственность. Но все прошло отлично, на открытие пришло очень много гостей. Земляки встретили нас радушно — с большим интересом рассматривали работы и расспрашивали нас о них», — делится наша выпускница.

Наша героиня закончила Университет всего два года назад, но уже активно выставляет свои работы в России и за рубежом, развивает свой бренд ювелирных украшений. Ее творчество уникально, как и сама Марина, которая сочетает в нем собственное авторское видение, научный подход и культурное наследие своего народа. История успеха Марины Бадмаевой еще только начинается. Но мы рады уже сейчас пересказать ее первые главы, к тому же в них такое большое место отводится родному вузу.

Студентам и молодым художникам Марина советует достать свои работы из шкафа и показать их людям — только так можно найти свою аудиторию. Ведь художник и его картина не одиноки: за художником стоят люди, которые его поддерживают, за картиной — большой пласт материала, а перед ними — аудитория, для которой создается эта работа. «Если ты что-то делаешь, то покажи это другому человеку. Найдутся люди, которым это понравится, которым это покажется важным», — считает наша выпускница.



Архив историй