Илья Виноградов
Илья Виноградов — выпускник Института текстиля и моды СПбГУПТД и Института экономики и социальных технологий СПбГУПТД, основатель экосистемы «Горы России», генеральный директор АНО «Центр развития горнолыжной индустрии и туристических территорий». В родном вузе Илья получил две специальности — конструктора-технолога изделий из кожи и экономиста. Строить карьеру выпускник начал на рубеже 1990-х и 2000-х. За двадцать лет он приобрел опыт работы как в бизнесе, так и на государственной службе. Сейчас Илья развивает собственную компанию в сфере горнолыжного туризма, в которую входит маркетинговое агентство, онлайн-медиа для туристов о горах России, а также цифровая платформа, на которой собрана информация о порядка 400 горнолыжных комплексов и отелей на их территориях. Компания выпускника СПбГУПТД объединила всю индустрию благодаря первой национальной премии «Горы России».

Родился и вырос Илья в Петербурге. Его мама — ученый-химик и педагог Университета промышленных технологий и дизайна. С детства он проводил много времени в будущей альма-матер, наблюдал за научной работой в ее лабораториях.
«Когда я заходил в университет, он казался таким огромным с его просторным холлом, длинными коридорами. Я сидел в лабораториях, где работали ученые в белых халатах, стояло множество пробирок... Другие университеты при поступлении я даже не рассматривал, но в качестве специальности выбрал не химию. Я решил пойти по стопам отца и поступил на механический факультет (сейчас — Институт информационных технологий и автоматизации СПбГУПТД). Однако быстро понял, что мне интересно другое и перевелся на кафедру конструирования и технологии изделий из кожи».
Для нашего героя студенческая пора стала временем для экспериментов и поиска себя. Он признается, что именно тогда понял — для него не существует границ, он может изучать как механику, физику, так и экономику или изготовление обуви. Хотя активно пробовать себя в чем-то новом Илья начал еще в школьные годы. Тогда он занимался карате, дзюдо, авиамоделированием, выжиганием по дереву. А в 14 лет он отправился в свой первый поход с палатками и сплавлением по реке. Это был поход для детей сотрудников Университета ПромТехДизайн, группу собрала профессор кафедры физического воспитания Людмила Рубис.
«Мы жили в палатках целую неделю. На лодках выходили на реку Вуоксу и на Ладожское озеро. После этого я продолжил ходить в походы, вошел в городской туристический клуб. Мы выезжали в область, сплавлялись по рекам на байдарках, поднимались в Хибины на Кольском полуострове. В 17 лет я залез на Тянь Шань на высоту 4,5 тысячи метров».
Тогда Илья еще не знал, какое большое место в его жизни займут горы.
На старших курсах университета он начал работать и сам себя обеспечивал. В родном вузе устроился в отдел, который помогал студентам с трудоустройством. Затем Илья получил должность на фабрике «Скороход», которая на тот момент была крупнейшим обувным производством в стране. Но несмотря на то, что Илья начал строить карьеру в отрасли легкой промышленности, работал он не по специальности — его заинтересовала сфера продвижения. На «Скороходе» Илья стал руководителем отдела маркетинга и продаж в самый преуспевающий для фабрики период. Следующим этапом в жизни нашего героя стала журналистика — он возглавил петербургский филиал журнала «Наша власть: дела и лица».
В 2000 году Илья поступил на второе высшее в свой родной вуз — Университет промышленных технологий и дизайна, где стал изучать экономику и управление. На тот момент Илья уже несколько лет работал в качестве управленца, руководя сначала отделом на «Скороходе», затем собственным производством, пробуя себя в сфере малого бизнеса, и наконец журнал.
Третье образование наш выпускник получил по Президентской программе подготовки управленческих кадров. Тогда же Илья начал карьеру чиновника и успел поработать в администрации нескольких районов Петербурга — Центрального, Петроградского и Приморского.
«Я хотел быть полезным людям, полезным городу и его жителям, хотел быть больше, чем просто директором. На тот момент я уже видел себя только управленцем. Меня привлекала самостоятельность принятия решений, а также возможность реализовывать собственные идеи и видеть результаты».
В 2014 году Илья Виноградов переехал в Москву, где продолжил работать на госслужбе.
«А через три года я убрал все деловые костюмы в шкаф и стал заниматься «горами»...»
Так совпало, что во время отпуска Ильи в австрийском Китцбюэле на местном горнолыжном курорте проходило вручение международной премии World Ski Awards, где собрались представители лучших горнолыжных курортов мира, в том числе России. На премии посчастливилось присутствовать и нашему герою.
«В тот момент я подумал: а почему нет подобной премии в нашей стране? Так у меня родилась идея проводить раз в год национальную премию «Горы России». Уже потом я придумал бренд, цифровую платформу. Но история начиналась именно с премии».
И хотя история компании «Горы России» началась с идеи о премии, сперва Илья все же запустил собственное маркетинговое агентство, которое помогало компаниям охватить рынок горнолыжной индустрии. Илья рассказывает, что в 2017 году бренды плохо понимали, как им заходить в горы, как коммуницировать с аудиторией, как доносить ценности бренда для клиентов горнолыжной отрасли.

«Горнолыжники — это обеспеченные люди, которые находятся на отдыхе, а значит они еще более лояльны к тому или иному продукту. Но когда в те времена я приходил к брендам и говорил: «пойдемте в горы, ваша аудитория там», многие удивлялись и отказывались. Но мне все же удалось привести в горы банковские платежные системы, автомобильные бренды, спортивную одежду, обувь. А сегодня практически все известные бренды присутствуют в горах».
Постепенно агентство развилось до целой экосистемы. Сейчас ее ядром является цифровая платформа — единственная база данных обо всех горнолыжных комплексах страны. На платформе зарегистрировано уже 380 курортов. Здесь пользователи могут получить информацию о событиях на том или ином курорте, километрах трасс и других их характеристиках и возможностях.
В прошлом году компания Ильи Виноградова подписала соглашение с центром стратегических разработок Министерства экономического развития России о том, что они станут главным поставщиком больших данных для отрасли.
Теперь в экосистему также входит медиа «Горы России» — это сайт и социальные сети, где размещаются новости индустрии, а также событийный календарь, благодаря которому пользователи планируют свои туристические поездки.
Сегодня компания нашего выпускника занимает важнейшее место в отрасли и продолжает расти. Под брендом «Горы России» проводятся деловые мероприятия, на которых обсуждаются вопросы развития горнолыжной инфраструктуры, выстраиваются новые бизнес-коммуникации и презентуются отраслевые туристические продукты. Эти мероприятия собирают представителей государственной власти и бизнеса, чтобы вместе выработать стратегию развития горного туризма на ближайшие годы.
А самым главным среди них стала национальная премия «Горы России», которая вручается лучшему горнолыжному курорту года.
«Наша премия — высшая награда индустрии. Победитель определяется раз в год народным онлайн-голосованием и получает во временное хранение и экспонирование кубок «Горы России». Он сделан из драгоценных металлов и камней, а также образцов метеорита, которому более 15 тысяч лет. Эта идея родилась из самой энергии гор. В том году лучшим курортом стал Эльбрус, где находится самая высшая точка России и Европы — 5 тысяч 642 метра. И я решил, что, как основатель премии, я должен поднять на вершину наш кубок, который весит порядка 11 килограмм. Восхождение состоялось в июле».
Сейчас Илья работает над тем, чтобы в стране официально учредили День гор России.
«Моя цель — чтобы через три года в календаре появился День гор России, который мы будем отмечать во второе воскресенье декабря. Мы планируем, что в этот день будет проходить официальное открытие горнолыжного сезона в стране, а право принять у себя его открытие будет переходить лучшему курорту года, то есть победителю премии «Горы России». Мне кажется, что именно в этом ценность — делать то, что может войти в историю. Это то, что я хочу оставить своим детям».
История Ильи Виноградова — это история постоянно ищущего человека. Жизнь для нашего героя — как марафон, бег на длинную дистанцию, которую ярко и красиво способен преодолеть только человек, достигающий своих самых смелых целей. Не зря Илья действительно занимается бегом и в своей компании он окружил себя людьми, которые, как и он, участвуют в марафонах и триатлонах. Илья считает, что именно на таких людей можно положиться.
«Не надо бояться своих идей, не надо бояться идти вперед или ошибиться, упасть. Ведь только так ты поймешь, что делаешь правильно, а что нет».