Григорий Катаев
Герой нового выпуска проекта «Истории успеха СПбГУПТД» уверен — мечты сбываются, ведь в мире возможно все, и маленький мальчик из Петербурга с огромным портфелем книг и любовью к старому кинематографу, когда вырастет, однажды будет стоять у окна в закрытой мастерской Эльзы Скиапарелли, смотреть на Вандомскую площадь в Париже и вспоминать себя в студенческие годы.
Григорий Катаев — выпускник 2012 года кафедры истории и теории искусства Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, историк моды, искусствовед, спикер, fashion-эксперт, консультант ювелирных брендов, коллекционер винтажных украшений. В его собрании среди предметов и редких артефактов европейской высокой моды прошлого столетия можно найти броши, клипсы и колье от таких модных домов, как Yves Saint Laurent, Karl Lagerfeld, Nina Ricci, Christian Lacroix, Kenzo, Givenchy и других известных брендов и дизайнеров. Своими находками с просторов французских брокантов наш герой делится с такими же ценителями, как он сам. В число его клиентов входят известные деятели культуры, политики и бизнеса, имена которых выпускник Университета промышленных технологий и дизайна держит в секрете.
А как все начиналось?
Представьте себе невысокого мальчишку. Из-за роста его сажают за первую парту и ставят в первый ряд хора. Рано утром с самого севера Петербурга он едет в гимназию на станцию метро «Приморская», после уроков — в центр города в библиотеку Маяковского за книгами, а потом с огромным портфелем на худеньких плечах — обратно домой. И так пять дней в неделю.
Что мог видеть этот ребенок 90-х? Толпы людей в метро, очереди в поликлинику, рынки с китайскими товарами. Но все менялось, когда он садился перед видеомагнитофоном с кассетами, на которых были записаны черно-белые фильмы. С экрана улыбались Вивьен Ли, Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд, Кларк Гейбл, Грегори Пек и уносили в мир красивой одежды, украшений и автомобилей, демонстрируя образы, к которым хотелось прикоснуться. Мода вошла в жизнь Григория через кино.
Будучи абитуриентом, Григорий надеялся, что университет станет местом, где он не только получит академические знания по истории искусства, но и сможет серьезно исследовать теорию моды в рамках искусствоведения. Реализовать это на бакалавриате одного из петербургских вузов не удалось. Тогда для продолжения обучения он выбирает магистратуру на кафедре истории и теории искусства СПбГУПТД.
В стенах нашего университета Григорий нашел то, что искал — реальные знания и опыт научной работы в области истории моды. По итогу своего обучения он защитил магистерскую диссертацию на тему «Кинозвезды сталинской эпохи», где искусство кино плотно переплетается с модой, в данном случае с эпохой сталинского ампира. Позже работа Григория Катаева стала темой для лекционных занятий, которые проводятся на его родной кафедре. Диссертацию Григорий писал под руководством Светланы Михайловны Ванькович (директор Института дизайна и искусств, заведующая кафедрой истории и теории искусства, кандидат искусствоведения, доцент — прим. ред.), о которой сегодня вспоминает с большой благодарностью и теплотой:
«Это человек с невероятным чувством стиля и юмора, обладающий бездонными знаниями. Со Светланы Михайловны для меня начался университет. В первые дни учебы я пришел к ней со своими надеждами и страхами, мы поговорили о том, что я хочу получить от университета, она учла это и выстроила нашу работу таким образом, чтобы в этот раз мои ожидания оправдались на все сто процентов».
Из преподавателей выпускник с признательностью вспоминает и об Ольге Андреевне Хорошиловой (доцент кафедры истории и теории искусства, кандидат искусствоведения — прим. ред.): «Я благодарен Ольге Андреевне за тот взгляд на моду, которому она нас научила. На занятиях по истории и теории моды в костюме я понял, что мода гораздо шире, чем принято считать. Мода не ограничивается одеждой. Мода — это культура, в ней отражается жизнь, быт, политика, экономика. Здесь она начинается, а в одежде она заканчивается. Это понимание сыграло большую роль в моем становлении как историка моды. Я часто вспоминаю Ольгу Андреевну, когда работаю над собственными выступлениями как спикер, и всегда стараюсь бывать на ее открытых лекциях».
Из университета Григорий Катаев вышел человеком, который четко понимал свои профессиональные интересы, благодаря чему он выбрал свой путь. Осталось только на него ступить.
К тому моменту в портфолио Григория было большое количество текстов для различных журналов и газет, благодаря которым он получил работу в рекламном отделе ювелирного дома «Золотое Собрание». Затем были и другие компании, которые работают с ювелирными изделиями. В итоге он занял должность директора по рекламе, но его по-прежнему тянуло к теме моды как части исторического процесса.
«Был некий переломный год, когда я понял, что мне некуда расти в рамках моей должности. У меня не было возможности использовать свои знания. Тогда я отправился в путешествие на юг Франции. В последний день пребывания там я решил напоследок прогуляться по центральной площади. Обычно, с утра там работает рынок, а вечером — рестораны. Но именно в тот день всю площадь занял брокант, то есть кочевой блошиный рынок. Там, на развалах истории, я погрузился в винтажные украшения и понял, что хочу этим заниматься, и что именно таким образом я могу совместить свои знания в ювелирном деле и в истории моды», — вспоминает Григорий.
Из Франции наш герой вернулся полным вдохновения и решимости начать собирать собственную коллекцию винтажных украшений и привозить их в Россию на продажу. Буквально через пару месяцев Григорий снова отправился в Париж: «Совершенно не зная города, не зная языка и на тот момент плохо разбираясь в этой теме, я стал уговаривать продавцов начать со мной работать».
Блошиные рынки славятся изобилием старых вещей, среди которых отыскать что-то ценное бывает очень сложно неподготовленному человеку. Поэтому поиск винтажных сокровищ — это большая кропотливая работа, которая предполагает наличие знаний по истории моды и модных брендов, ведь некоторых уже даже не существует. Знания помогают коллекционеру понять, насколько ценная вещь ему попалась, к какому десятилетию она принадлежит, какую эпоху отражает, почему она выглядит так, а не иначе, подлинная ли она, не просит ли продавец за нее слишком много.
«Промозглое февральское утро в Париже. Дождь идет стеной, ветер выворачивает зонты, люди прячутся в своих домах, пытаясь согреться. А я иду на открытый рынок, который работает всего несколько часов ранним утром. По одежде стекает вода, трясущимися от холода руками я начинаю перебирать бижутерию в старых шкатулках. В тот момент я себя спрашивал: почему я это делаю? Что со мной не так? Почему не работать в теплом офисе? — делится Григорий. — Но потом я нахожу в одной из шкатулок уже известные мне из истории моды вещи, вижу серьги, которые могла бы надеть Катрин Денев (кстати, однажды я встретил ее на броканте!), брошь, которую полюбила бы Софи Лорен. Мне нравится искать и находить подобные редкие предметы роскоши, которые раньше я видел в кино или на лекциях в университете. А теперь благодаря моему участию украшения Givenchy или Dior получат вторую жизнь. Как для историка моды — это очень важно, это бесценно».
Так наш герой стал профессиональным коллекционером. Изысканные украшения заинтересовали друзей и знакомых Григория, и все сокровища из первого же привезенного из Франции чемодана были раскуплены. С тех пор наш выпускник начал регулярно заниматься поисками и продажей уникальных винтажных украшений. Своими находками Григорий делится на страницах в социальных сетях, где он на тот момент уже вел экспертный блог об истории моды.
Сегодня Григорий Катаев — востребованный спикер, признанный fashion-эксперт, которого регулярно приглашают читать лекции, выступать в качестве колумниста для крупных российских изданий, бренды обращаются к Григорию за консультациями, выпускник СПбГУПТД также преподает в школах, где обучают стилистов.
Однако Григорий выступает не так часто, как его об этом просят. «Обычно я соглашаюсь выступать, только если мне нравится предложенная организаторами тема лекции. Она должна вызывать у меня желание докопаться до сути. В такие моменты я, как ребенок, который спрашивает у мамы, почему трава зеленая. Я точно так же спрашиваю, почему здесь такой шов, почему здесь молния, а не пуговицы. Вот это меня волнует. И самое удивительное, что это волнует кого-то еще».
Наш герой — это человек, который с детства грезил модой. Университет помог ему превратить увлечение в профессию. И важно понимать, что в основе решения, принятого Григорием, оставить стабильную работу в офисе ради дела мечты лежит не только риск, но и прочный фундамент из знаний по истории искусства и моды, на котором можно построить карьеру.
Поэтому, когда вы встаете на неизведанный для себя путь и начинаете по нему идти, помните, что, обернувшись, вы увидите ваш родной университет, который даже после выпуска продолжает вас направлять.
Напоследок Григорий дал такое напутствие нашим студентам:
«Никогда не переставайте мечтать. Когда я изучал историю моды и костюма в нашем университете, самое большое впечатление на меня произвели работы Эльзы Скиапарелли. Ее модный дом был закрыт в 1950-х годах, и я всегда сокрушался по этому поводу. И вот спустя полвека он открылся вновь, и туда совершенно невозможно попасть. Но мне это удалось. И, стоя в мастерской Эльзы Скиапарелли, глядя на Вандомскую площадь, я вспоминал себя студентом. Мечты сбываются».