Екатерина Колотова

Екатерина Колотова

Екатерина Колотова

Екатерина Колотова — выпускница 2023 года Института дизайна и искусств СПбГУПТД. В университете девушка изучала монументальную живопись, работала над масштабным проектом мозаик для церкви в Челябинске, создавала свои первые витражи. После окончания вуза Екатерина начала карьеру художника-декоратора — она создает уникальные интерьерные и фасадные покрытия для отделки частных домов и общественных пространств. Сейчас выпускница поступает в магистратуру в Южной Корее, где продолжит заниматься искусством.


Работать с материалом как настоящие художники-монументалисты Екатерина начитает еще в детстве. Во время отдыха на даче с родителями девочка лепит свои первые поделки из глины. Позже она учится в художественной школе и хочет стать мультипликатором. Но когда Екатерина взрослеет, то задумывается о выборе другой, более серьезной профессии и на время оставляет искусство. Она начинает заниматься физикой и математикой, поступив в профильный класс в старшей школе. А спустя целый год подготовки к ЕГЭ, наша героиня понимает, что ошиблась.

«Я поняла, что математика — это не про меня, и надо что-то менять. Я заскучала по творчеству и снова стала много рисовать. В основном это были иллюстрации по книгам или мультфильмам, я по-прежнему любила работать с персонажами. В период подготовки к ЕГЭ на нас сильно давила ответственность за выбор будущей профессии. Тогда казалось, что тебе надо будет заниматься этим всю жизнь. Поэтому я собралась и приняла решение вернуться в творческую сферу. Родители были в шоке, но они меня поддержали».

Остается год до поступления. Екатерина изучает информацию о вузах и специальностях. Про Университет промышленных технологий и дизайна она узнает от преподавателей своей художественной школы. Кроме того, в СПбГУПТД у нее на тот момент уже учатся знакомые — будущие дизайнеры и ювелиры. Сама девушка видит себя именно художником и выбирает монументально-декоративное искусство. После принятия судьбоносного решения следует год работы над портфолио.

«Мое портфолио было собрано из картин, которые я рисовала перед самым поступлением. Я хотела, чтобы они были актуальными, а я ведь давно ничего не писала. В портфолио вошла живопись, пейзажи и натюрморты, написанные гуашью и акварелью. Кроме того, я добавила много портретов, я очень люблю этот жанр. Мне говорили, что я точно улавливаю черты, которые передают образ человека».



В университете Екатерина учится работать с мозаикой, витражом и эмалью. Больше всего художнице нравится витраж, а любовь к этой технике ей прививает доцент кафедры монументального искусства СПбГУПТД, один из главных витражистов Петербурга Сергей Хвалов. Под его руководством Екатерина создает свой дипломный проект — витраж для здания национальной библиотеки в городе Седжон в Южной Корее. По задумке архитекторов форма библиотеки повторяет очертания парящего листа бумаги, а через всю длину здания тянется длинное изогнутое окно, для которого наша выпускница продумывает витраж. Его темой становится просвещение в Корее и создание корейского алфавита — хангыля.



«Когда я увидела это здание, как художник-монументалист, я сразу решила, что ему необходим витраж. Библиотека находится в городе Седжон, его назвали в честь императора, при котором был создан хангыль. Я разработала проект витража во всё окно, а в материале воплотила его фрагмент — главную фигуру Седжона высотой в полтора метра».



На становление нашей героини также влияет старший преподаватель кафедры Ирина Баранова, которая привлекает своих студентов к работе в составе бригады над серией мозаик для челябинской церкви. Мозаики повторяют сюжеты, которые можно увидеть в храме Спаса на Крови. Это масштабная работа, ведь самая маленькая мозаика создавалась один метр в высоту, а самая большая достигала пяти метров.

«В этом проекте художники создавали холсты, а мы участвовали в подготовительных работах, набирали мозаики вместе с опытными мастерами. Молоток, который надо держать в руке целый день, весит около полутора килограмм. К тому же при наборе мозаики важно соблюдать не только цвета, но и соотношение тонов. Когда ты занимаешься живописью, допустив ошибку, ты всегда можешь исправить ее позже. В мозаике — если ты поставил не тот камень, перекалывать его будет очень сложно».


Среди техник монументального искусства Екатерина предпочитает все-таки витраж, но художнице также нравится работать с эмалью. Ценить этот материал девушку учит Яна Александрова, другой старший преподаватель кафедры. По словам нашей выпускницы, эмаль интересна тем, что никогда не знаешь, как она себя поведет. Несмотря на то, что работа выполняется по эскизу, в итоге из печи можно достать совершенно неожиданное изделие.

«Эмаль — это всегда интересно. Это не тот материал, который можно подчинить себе. Здесь главную роль берет на себя температура. Мне нравилось, что на мои эскизы всегда влияла технология исполнения, было интересно смотреть, как материал ведет себя в печи, какие эффекты появятся после обжига».

Когда Екатерина Колотова только поступила в Университет промышленных технологий и дизайна, заведовать кафедрой монументального искусства в вузе стала Дарья Антипина, член Союза художников России. Теперь она активно продвигает выставочную и научную деятельность своих студентов.

«Моя группа всегда старалась помогать кафедре, чувствуя свою ответственность за ее развитие. Поэтому мы регулярно участвовали в выставках и конференциях. За время учебы я опубликовала несколько научных статей о новых техниках в монументальном искусстве, о том, как технологии помогают художникам-монументалистам, о современной мозаике и новых материалах в нашей области».




Сейчас Екатерина занимает должность художника-декоратора в компании по производству материалов для отделки фасадов и интерьеров, филиалы которой открыты в нескольких крупных городах России. Клиенты компании — дизайнеры, которые работают над проектами как частных домов и квартир, так и общественных пространств. Главная особенность таких проектов — необычные дизайнерские решения, оригинальная отделка, для воплощения которой необходимы нестандартные покрытия.

«Я работаю с визуализацией проекта, который создал дизайнер на основе его креативного решения. Это может быть фасад частного дома, стена в парадной современного жилого комплекса, декоративное оформление стены в ресторане, кинотеатре или бизнес-центре. Под каждое дизайнерское решение я разрабатываю технологию получения того или иного интерьерного или фасадного покрытия, используя краски, эмали, лаки, декоративные и даже текстильные материалы, которые производит наша компания. Я смешиваю их, наслаиваю друг на друга, использую иные техники, чтобы добиться результата, который вкладывает в свой проект дизайнер. Например, ему требуется имитация бетона, камня, металла или дерева, и я добиваюсь этого эффекта. Моя работа связана не только с технологической стороной процесса, но и с творчеством, так как в некоторых интерьерах используется роспись».

Наша выпускница пишет только первые страницы своей истории успеха, но они уже украшены мозаичными композициями, эмалиевыми узорами, множеством лиц, чьи черты Екатерина так точно передает на своих портретах, и даже корейским алфавитом, выполненным в технике витража. Эти первые страницы девушка заполнила еще в родном университете и теперь начинает новую главу. Она собирает портфолио, чтобы претендовать на грант, который позволит ей продолжить учебу по специальности в университете Южной Кореи. Сильной стороной Екатерины станет ее дипломная работа — витраж на корейскую тему, а также знание языка — она уже два года учит корейский.


Наша героиня считает, что мечтать о чем-то недостаточно, и для достижения своих целей предпочитает действовать. Первой такой целью стало поступление в Университет промышленных технологий и дизайна, которому предшествовало трудное решение, возвращение к творчеству после перерыва и год упорной работы над портфолио, которое пришлось собирать с нуля. Во время учебы девушка тоже не сдавалась, несмотря на трудности, и продолжала работать над созданием монументальных композиций и совершенствованием своих навыков в работе с разными материалами.

«Говорят, что художник-монументалист — не женская профессия. С одной стороны, мы доказали, что это не так, женщина может быть художником-монументалистом, с другой стороны, эта профессия действительно требует большой физической нагрузки. Работы сами по себе масштабные, а инструменты очень тяжелые. Мы не должны бояться работать со строительными инструментами, такими как болгарка, распиловщик, лобзик. Творчество усложняется еще и тем, что важно соблюдать технологию, ведь монументальное искусство создается на века. В прямом смысле слова. Например, те же мозаики, которые украшают некоторые станции метро в Петербурге, не должны упасть на голову прохожим. И за все эти технологические моменты отвечает не бригада строителей, а художник».

Помимо продолжения образование за рубежом, Екатерина планирует развиваться как диджитал-художник и заняться мультипликацией, которой интересуется с самого детства. Пусть это станет новой целью Екатерины и на страницах ее истории успеха появятся созданные ей объекты цифрового искусства и авторские персонажи, а мы будем надеяться, что увидим, как они оживают в анимационном кино.




Архив историй