Top.Mail.Ru

Про что сегодня журналистика? В СПбГУПТД провели конференцию о современных медиа

18 ноября

Кафедра журналистики и медиатехнологий СМИ Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна провела XI Всероссийскую научно-практическую конференцию «Современные СМИ в контексте информационных технологий».

Началось все с вступительного слова директора Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД Натальи Лезуновой:

«Мне кажется, что программа сегодня очень интересная и насыщенная и на пленарном заседании, и на секционных заседаниях. Надеюсь, что мы все услышим много интересного и нового. И, наверное, попытаемся ответить на вопрос: журналист, он чем больше занимается? Анализирует и думает о прошлом? Включается в сегодняшний момент? Или он подсматривает за будущим?»


Пленарное заседание открылось выступлением Елены Кузнецовой, директора института медиатехнологий ВШПМ СПбГУПТД. Она рассказала об истории Высшей школы печати и медиатехнологий, длиной в 80 лет, ведь именно столько исполняется ВШПМ в апреле 2026 года. Остальные докладчики выбрали для своих выступлений темы, касающиеся всех поколений журналистов. Например, Юрий Светов, журналист, публицист, член правления Санкт-Петербургского отделения Союза журналистов России, говорил о влиянии технологий создания текста на его смысл.

Анастасия Лисенкова, директор Высшей школы общественных наук Гуманитарного института СПбПУ Петра Великого, обратилась к теме «Умолчание как культурный выбор — алгоритмическая предвзятость и цифровая коммерция», и акцентировала внимание на том, что молчание — не пустота, а насыщенное пространство. Закрывали пленарное заседание практики производственной журналистики. Секционные заседания состояли из трех блоков, проходящих параллельно.

l секция называлась «Медиатехнологии: возможности и вызовы». Спикеры с разных сторон рассмотрели вопросы участия искусственного интеллекта в журналистике, структуры медиапространства, эволюции социологических характеристик отечественных медийных лидеров мнений. Елена Лейбель, например, рассказала о прототипах ИИ в фольклоре и литературе, а Александр Крамер в своем докладе затронул вопрос авторства при использовании нейросетей.

ll секция «Современная журналистика в социокультурном контексте» была посвящена тесной связи социальной сферы и журналистики. Стратегия удержания внимания аудитории, влияние медиаобразов, роль медиаобразования в формировании критического мышления — эти и другие темы раскрыли спикеры. Николай Колодиев подчеркнул, что медиаобраз, как понятие, не определен, что медиаобразы искусственно созданы акторами, чтобы манипулировать людьми. Рузанна Иванян в рамках своего доклада предложила методику изучения медиасолидарности.

lll секция «Журналистский текст в новой технологической среде» была направлена на понимание текста как основы журналистской деятельности. Александр Колобов рассмотрел тему смысловой структуры текстов студентов-журналистов, указав на то, что большой проблемой является неумение студентов работать с фактами. Марина Васильева рассказала о самых главных когнитивных искажениях в арт-журналистике, показав как их негативные, так и возможные позитивные стороны.

Александр Колобов, преподаватель тележурналистики ВШПМ, осветил тему «Замечания о смысловой структуре текстов у студентов‑журналистов и эффект Барнума‑Форера». В докладе были проанализированы типичные проблемы студенческих журналистских текстов: трудности с интерпретацией фактов, нарушение единства главной мысли, избыточность и неоправданные повторы, слабая аргументация. Особое внимание спикер уделил психологическим аспектам — эффекту Барнума (восприятию общих утверждений как персонально значимых) — а также влиянию современных медиа, склонных к сенсационности и поверхностности. Ключевой вывод: для качественной журналистики критически важны личная ответственность и профессиональная этика, которые нельзя заменить формальными требованиями.

Валерия Олешкевич, кандидат филологических наук, доцент ВШПМ, выступила на тему «Медленный текст — новый тренд? Slow journalism в эпоху быстрого контента». В докладе была раскрыта концепция медленной журналистики как альтернативы быстротечной новостной повестке: акцент сделан на глубине анализа, прозрачности создания материала и долгосрочном восприятии информации. Спикер обозначила истоки явления, привела ключевые принципы манифеста медленных медиа, а также охарактеризовала российскую модель — нишевую, интеллектуальную, опирающуюся на подписки и гранты (примеры: «Арзамас», «Нож»). Были названы особенности аудитории (18—44года, высокий уровень образования) и основные вызовы: низкая коммерческая привлекательность, ограниченность охвата, нехватка исследований в российском контексте. В заключение подчеркивается перспективность направления на фоне растущего интереса к качественному контенту и возможности развития новых форматов.

Наталья Кознова выступила с докладом «Способы представления журналистских текстов в лонгридах и эссе: сравнительный анализ». Она сопоставила два жанра. Эссе — субъективный, личностный жанр со свободной структурой и яркой авторской позицией, и "Лонгрид"— объёмный мультимедийный формат с чёткой структурой с акцентом на глубоком исследовании темы. Спикер отметила тенденцию к взаимопроникновению жанров: в эссе появляются дизайн и аналитические элементы, а лонгриды включают авторские комментарии. На примерах показано, как оба формата адаптируются к цифровым медиа, сохраняя свои функции. Эссе и лонгрид дополняют друг друга, расширяя возможности современной журналистики.

Завершала секцию Марина Васильева, кандидат филологических наук, доцент ВШПМ, которая доложила о когнитивных искажениях в арт‑журналистике. На материале 36 обзоров выставок она выявила, что все тексты содержат типичные искажения: предвзятость подтверждения (72% случаев), эффект ореола (51%), эвристику доступности (56%) и другие. Хотя такие искажения помогают ускорить работу и структурировать материал, они ведут к субъективности, потере нюансов и снижению доверия аудитории. В качестве решений спикер предложила использовать четкие критерии оценки, включать альтернативные мнения экспертов, разделять репутацию автора и работ, а также развивать у журналистов навыки саморефлексии — чтобы повышать объективность и качество публикаций.

Журналистский текст эволюционирует, но его суть неизменна: профессионализм и ответственность автора. В эпоху алгоритмов именно они превращают поток информации в осмысленный нарратив.

Конференция уже в одиннадцатый раз стала центром обсуждения главных тем и проблем современной журналистики, доказав, что каждый год она необходима, как профессионалам, так и студентам.