В СПбГУПТД состоялась XXVIII Международная научная конференция «Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии»
Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, Российский этнографический музей и Государственный Эрмитаж провели двадцать восьмую Международную научную конференцию «Мода и дизайн: исторический опыт — новые технологии».
По сложившейся традиции конференция проходит в период Белых ночей в Санкт-Петербурге, где сосредоточены крупные образовательные центры и уникальные музейные собрания. Проведение научной конференции проходит в контексте сочетания с посещением специализированных занятий на экспозициях и в фондохранилищах крупнейших музеев Санкт-Петербурга.
Свыше ста двадцати участников представили статьи, характеризующие различные направления научного знания в области теории, истории и практики дизайна костюма, текстиля и интерьера. Это ученые из Москвы и Санкт-Петербурга, Вологды, Владивостока (о. Русский), Екатеринбурга, Иванова, Каргополя, Орла, Пятигорска, Ростов-на-Дону, Рязани, Самары, Старого Оскола, Таганрога, Тольятти, Шуи, а также из Республик Российской Федерации: Татарстана (Казань), Адыгеи (Майкоп), Марий Эл (Йошкар-Ола). К конференции присоединились коллеги из Австрии (Вена), Азербайджана, Белоруссии (Минск), Болгарии (София), Венгрии (Будапешт), Ирана, Китая, Молдовы (Гагаузия).
Об итогах рассказала один из идеологов конференции «Мода и дизайн», директор Института дизайна и искусств СПбГУПТД, заведующий кафедрой истории и теории искусства Светлана Ванькович:
«Конференция «Мода и дизайн: исторический опыт, новые технологии» проводится в Петербурге в стенах нашего вуза, Эрмитажа, Этнографического музея двадцать восьмой раз, совсем скоро это научное событие перешагнёт тридцатилетний рубеж. За прошедшие годы у конференции сформировались основные научные направления и актуальная проблематика. По традиции особое место занимают исследования, связанные с изучением исторического и современного костюма. Мы наблюдаем с каждым годом рост число специалистов, концентрирующихся на темах реконструкции и реставрации исторического костюма, в том числе цифровой реконструкции, которую можно выделить в отдельный жанр. Остаются актуальными темы, связанные с историей кукол и манекенов, большое количество авторов ведут научные исследования в области дизайна костюма и теории моды, обосновывая понятия новой эстетики в развитии материально-художественной культуры. Ну и, безусловно, отдельного внимания заслуживают работы, посвященные методике преподавания при профподготовке дизайнеров и искусствоведов. Это очень важно, так как количество выставочных площадок в России увеличивается с каждым годом, курировать экспозиционный процесс как в новых форматах, так и в традиционных, нужно будет нашим выпускникам. Они должны быть не просто погружены в исторические аспекты моды, они должны понимать оформление выставки как современного музейного проекта.
В течение четырех дней, кроме тематических заседаний, участники и гости конференции посетили новые экспозиции в Реставрационно-хранительном центре ГЭ, посмотрели дефиле петербургского дизайнера Лилии Киселенко и познакомились с сокровищами особой кладовой в Российском этнографическом музее».
Наибольшее количество авторов выступили с докладами в секциях:
«Традиционный костюм народов России и стран Ближнего Зарубежья», «Текстильные традиции и новейшие технологии», «Массовая культура в системе информационного общества», «Костюм в исторической перспективе». Кроме того, значительное число сообщений посвящено темам «Куклы и манекены: история и современность», «Реконструкция и реставрация исторического костюма», «Методики преподавания в профессиональной подготовке дизайнеров». «Декоративное оформление интерьера в контексте предметно-художественной среды». Пока не нашли ожидаемого отклика предложенные оргкомитетом конференции такие актуальные темы как «Дизайн костюма и мода в контексте новой эстетики» и «Экзотика» в современной моде».
В течение четырех дней на пленарном и тематических заседаниях участники конференции представляли свои исследования, а также приняли участие в проведение круглого стола на тему «Мотив креста в современном фэшн-дизайне», приуроченного к открытию выставки «Крест-накрест», которое сопровождалось демонстрацией одежды и украшений Модного Дома петерургского дизайнера Лилии Киселенко.
Большой интерес вызвали и заявленные в этом году занятия на выставках «Упакованные грезы. Мода ар-деко из собрания Государственного Эрмитажа и коллекции Назима Мустафаева» и «Сокровища особой кладовой» в Российском этнографическом музее.