Top.Mail.Ru

Студентка СПбГУПТД получила звание «Реставратор года»

18 апреля

В КВЦ «Экспофорум» завершился трехдневный конкурс профессионального мастерства «Реставратор года 2025» среди студентов профильных учебных заведений. Конкурс проходил в рамках деловой программы Международной выставки строительных, отделочных материалов и инженерного оборудования «ИнтерСтройЭкспо». Обладательницей первого места и звания «Реставратор года» в номинации «Реставрация станковой темперной живописи» стала студентка Инженерной школы одежды (колледжа) СПбГУПТД, студентка Профессионалитета Екатерина Гуцалюк.


— В рамках конкурсного задания студентка выполнила описание сохранности иконы по визуальным наблюдениям и провела исследование в ультрафиолете. Ей были выявлены поздние тонировки, воск и шеллак. Затем Екатерина приступила к процессу консервации. Она удалила загрязнения в местах утрат и подготовила поверхность для подведения реставрационного грунта. Следующим этапом стало бортовое укрепление и удаление поздних наслоений. В завершении студенткой были выполнены условные тонировки в технике «Пуантель» и покрытие иконы защитным слоем реставрационного лака, а также ей был предоставлен конкурсный отчет, — рассказывает наставник Екатерины, преподаватель Инженерной школы одежды СПбГУПТД, реставратор Глеб Шинкарев.

Работа Екатерины включала в себя несколько модулей: описание сохранности памятника по визуальным наблюдениям, составление плана реставрационных мероприятий, подготовка поверхности утраты и выполнение бортового укрепления иконы, удаление восковых потеков с поверхности, и в завершении — восполнение утрат авторской живописи.


Молодой реставратор в условиях ограниченного времени сумела качественнее конкурентов определить количество утрат основы, видов разрушений паволоки, левкаса и красочного слоя, провести исследование лакового покрытия в УФ-лучах, построить схему-картограмму, устранить сажу и копоть, провести обезжиривание и зачистку поверхности грунта, выполнить бортовое укрепление.


Реставрационная работа Екатерины сопровождалась и проведением проб на водорастворимость участков с записями, подбором растворителя, разработкой самой методики реставрации иконы.

Конкурс предполагает и выполнение участником тонировки акварельными красками в технике «пуантель», при чем при восполнении утрат живописи конкурсант руководствуется требованиями музейной реставрации, тонировка не должна быть светлее на тон, чем авторская живопись, не должна заходить на авторский слой и не должна мешать целостному восприятию иконы.

Екатерина обошла участников из Санкт-Петербургского художественного училища имени Н.К. Рериха, Академии реставрации и дизайна, Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Партнерами конкурса выступили ведущие реставрационные компании города. Оценивали конкурсантов ведущие российские реставраторы, представители реставрационных компаний.

Организаторами конкурса выступили Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры и Союз реставраторов Санкт-Петербурга.