Всероссийский фестиваль НАУКА 0+ прошел в СПбГУПТД

03 ноября

Всероссийский фестиваль науки НАУКА 0+ состоялся в стенах Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна. В эти дни для школьников был организован ряд интерактивов — выставки, научные шоу, квесты, мастер-классы, экскурсии и лекции от ученых СПбГУПТД. Ребята изучали, как устроен наш мир через физические и химические опыты, управляли беспилотными автомобилями, смотрели на одноклеточные организмы, проводили исследования качества воды и воздуха, создавали собственные изделия в технике мозаики и с помощью эмали. Кроме того, гости фестиваля посетили ряд лабораторий вуза и познакомились с работой современного оборудования, которое сегодня используется в целлюлозно-бумажной промышленности и в области полимерных композитов. Всего в мероприятии приняло участие порядка 500 школьников.




Традиционно научный праздник охватил сразу несколько площадок Университета промышленных технологий и дизайна. В главном корпусе вуза гостей фестиваля встретила выставка «Наука вокруг нас», на которой были представлены стенды с научными разработками кафедр университета, а также лучшие работы студентов творческих кафедр.




Для школьников были организованы квесты и интерактивные стенды, с помощью которых они познакомились с работой интеллектуальных технологий в сфере шифрования информации, учились взаимодействовать с нейросетями, которые создают реалистичные видео, а также запускали беспилотные автомобили.




Почувствовать себя студентами гости вуза смогли во время лекции по физике от профессора СПбГУПТД Константина Иванова, который продемонстрировал школьникам, как устроен наш мир на примере опытов. А в лаборатории кафедры наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов им. А.И. Меоса СПбГУПТД ученые показали научное шоу, в которое вошли зрелищные химические опыты. Школьники также смогли самостоятельно осуществить несколько химических реакций и даже создать памятный сувенир из полимерного композита под руководством химиков.







Любой желающий в рамках фестиваля Наука 0+ мог посетить площадку «Полимеры вокруг нас», представленную на выставке, а затем побывать в лаборатории кафедры наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов им. А.И. Меоса. Для старших школьников была организована научная программа «Композиты вокруг нас», где ученые и преподаватели кафедры проводили лекцию о композитах, на которой участники узнали о том, что такое полимеры и композиционные материалы. Для самых маленьких исследователей проводилась научная викторина, с демонстрацией ярких и увлекательных химических опытов.




Любой желающий в рамках фестиваля Наука 0+ мог посетить площадку «Полимеры вокруг нас», представленную на выставке, а затем побывать в лаборатории кафедры наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов им. А.И. Меоса. Для старших школьников была организована научная программа «Композиты вокруг нас», где ученые и преподаватели кафедры проводили лекцию о композитах, на которой участники узнали о том, что такое полимеры и композиционные материалы. Для самых маленьких исследователей проводилась научная викторина, с демонстрацией ярких и увлекательных химических опытов.

В корпусе Высшей школы технологии и энергетики СПбГУПТД прошли экскурсии в лаборатории, во время которых участников фестиваля знакомили с основами технической термодинамики, исследованиями эффективностей различных радиаторов отопления и использования теплоизоляции, с технологией производства бумаги от древесной щепы до готового продукта и работой современного оборудования целлюлозно-бумажной промышленности. Школьники посмотрели работу оборудования по автоматизации и управлению расходом, давлением и уровнем жидкостей, а также индивидуального теплового пункта и тепловых насосов. А во время интеллектуальных игр гости вуза узнали об экологических проблемах и альтернативных источниках энергии, а также научились эффективно управлять энергией в быту.

На мастер-классах ребята провели захватывающие эксперименты с жидким азотом, сухим льдом и другими веществами, понаблюдали за жизнью одноклеточных организмов и поработали над собственным исследованием качества воды. Участники провели разбор пробы донных отложений, научились пользоваться микроскопом и определять качество воздуха по лишайникам, определять в воздухе видимые и невидимые вещества и самостоятельно оценивать качество воздуха. А во время опытов в 3D-лаборатории состоялось знакомство с работой 3D-сканера и 3D-принтера.

В концертном зале в рамках Фестиваля состоялось научное шоу, организованное кафедрой физики СПбГУПТД. Доктор физико‑математических наук и заведующий кафедрой физики Константин Иванов рассказал присутствующим о различных физических явлениях и провел опыты, в которых желающие смогли принять участие.

Профессор показал действие жидкого азота, работу теплового двигателя, термоэлектрического генератора и способ создания рисунков при помощи интерференции. Также был представлен стенд с демонстрацией технологии монохромической поляризации (технология имеет патент РФ), работы для стенда выполнили студенты СПбГУПТД.

Константин Георгиевич отметил, что для занятий научной деятельностью необходим интерес. По его мнению любой эксперимент оживляет и делает процесс обучения увлекательнее, что позволяет запомнить намного больше, чем просто теория.

«Когда я учился в аспирантуре, мне нужно было на электрическом счетчике посчитать ряд цифр. Шесть-семь часов я мерял, а потом садился за счетчик, когда он был свободен. Счетчик вставлял цифры в формулу и выдавал результат. Сейчас на компьютере я получаю за 200 микросекунд по 120 тысяч цифр с полезной информацией. Так ты начинаешь видеть то, что никогда не видел и ставить цели, о которых даже и не думал».

доктор физ.-мат. наук, зав. каф. физики СПбГУПТД Константин Иванов.

Подготовка к фестивалю Наука 0+.

В первый день фестиваля в главном корпусе университета были представлены интерактивные стенды «История взлома» и презентация «Интернет двойник», которые сопровождали студенты кафедры интеллектуальных систем и защиты информации СПбГУПТД, обучающиеся по специализации «безопасность компьютерных систем». Ребята поделились как они готовились к Фестивалю НАУКА 0+.

Студент кафедры интеллектуальных систем и защиты информации СПбГУПТД Денис Коркин, сопровождающий стенда «История взлома»:

«Прежде всего нужно было научиться базисам криптографии. Помимо ее изучения в вузе, я также интересуюсь проявлением шифрования в языках программирования и то, как их обходить. Мне хотелось показать участникам Фестиваля НАУКА 0+, насколько шифрование может быть интересным. Важно показать, что наука может быть не только чем-то не интересным и скучным, а очень увлекательным занятием».

Студент кафедры интеллектуальных систем и защиты информации СПбГУПТД Тимур Магеррамов, сопровождающий стенда «История взлома»:

«Большую часть знаний я уже имел благодаря дисциплинам, которые мы осваиваем в рамках учебного процесса. В первую очередь, лучшая помощь в популяризации науки — это мотивирование студентов к различным активностям. Ведь имея подобный опыт, зачастую может появиться желание развиваться в научной деятельности и самому».

Студент кафедры интеллектуальных систем и защиты информации СПбГУПТД Василий Мешков, сопровождающий презентацию «Интернет двойник»:

«Подготовка к интерактивной презентации «Интернет двойник» началась еще летом, когда был намечен предварительный план. Мы начали собирать и изучать информацию о нейронных сетях и разработках в области искусственного интеллекта. Для этой презентации я решил разработать собственный искусственный интеллект, который должен был в режиме реального времени заменять лицо человека на видео или фото. Я начал изучать и писать алгоритмы для обучения такой модели. Оказалось, что для создания подобной системы с нуля требуется значительно больше времени и ресурсов, чем я предполагал изначально. В конечном итоге не все удалось реализовать, однако этот опыт был очень ценным и позволил мне глубже погрузиться в тему искусственного интеллекта и нейронных сетей. Что касается роли образования в развитии науки, я считаю, что наш вуз и система образования в целом вносят значительный вклад. Во-первых, университет предоставляет базовые знания и навыки, необходимые для понимания сложных научных концепций. Во-вторых, он создает среду для междисциплинарного взаимодействия, что часто приводит к инновационным идеям и открытиям».