О том, как выстраивать диалог производителей и НИОКР, рассказал эксперт СПбГУПТД на конференции Technotextil
В Крокус Экспо в Москве стартовала Международная конференция технического текстиля, нетканых материалов и оборудования Technotextil 2024, одним из научных партнеров деловой программы которой выступает Университет промышленных технологий и дизайна. В деловую программу вошли специализированные конференции, семинары и лекции от приглашенных спикеров, в том числе ученых СПбГУПТД, которые представили свои инновационные решения научному и бизнес сообществу России, Индии, Китая, Узбекистана, Турции и Туниса в области инженерного и технического текстиля.
Спикером дискуссии «Диалог производителей и НИОКР: стандарты эффективного партнерства» на площадке конференции Technotextil выступил Денис Пушкарь — руководитель проектов офиса научно-технологической инициативы СПбГУПТД. Сегодня он занимается выводом на рынок тех технологий, которые рождаются в научных лабораториях Университета ПРОМТЕХДИЗАЙН, внедрением их в отечественное производство.
В своем интервью эксперт объяснил, как должна работать модель эффективного партнерства университета и бизнеса.
— Мы все прекрасно понимаем, что ученый не должен заниматься «продажей» своей разработки. Миссия ученого — наука, поиск метода, способа, изобретение. Но все же без него внедрение и последующее производство невозможно. Денис, расскажите, пожалуйста, какое место в этой длинной цепочке между университетом и предпринимателем занимает ученый.
— Научно-технический прогресс невозможен без участия ученых, но если речь идет о прикладной науке, которая интересна предпринимателям, в силу ее практического значения, то мы обязаны ориентироваться на рыночную конъюнктуру. Это значит, что маркетинг, аналитика и понимание спроса помогают ясно представить себе требования к инновациям, и экономическому эффекту от разработки. Таким образом, с одной стороны, разработки ученого лежат в основе научно-технического прогресса, с другой — ученый становится равноправным участником рынка, если хочет, чтобы его идеи и наработки были воплощены в жизнь.
— Кто по итогу, а мы рассматриваем экосистему университета, должен заниматься «упаковкой» назовем это «продукта», то есть результата работы ученого?
— Это комплексный процесс. Если существует некая лабораторная разработка, то для ее вывода на рынок необходимо получить от ученого набор данных: в чем заключается инновация, какое необходимо сырье, технологическая схема, оборудование и т.п. Маркетолог и патентный аналитик изучают участников рынка (поставщиков сырья, оборудования, потенциальных заказчиков), определяют дефицит, прогнозируют, кто может быть заинтересован во внедрении, а также узнают, есть ли на рынке подобные решения, и получают данные от ученого об отличительных особенностях его изобретения. На основании полученных данных экономист рассчитывает стоимость решения и передает данные в коммерческий отдел. Весь этот комплекс и есть «упаковка продукта». Этим занимается ряд специалистов.
— Где вот эти слабые, больные точки в Вашем повествовании о том, как должно быть? Что на данный момент не работает и почему?
— Дело не в слабых местах, а в эффективной и слаженной работе указанных выше специалистов. Не внедряется то, что никому не нужно, но если в прикладной разработке есть, как минимум, научная новизна, то определение максимально релевантной области применения и рентабельность проекта повышают шансы на успех.
— Денис, как это было раньше, в СССР, например? И что сегодня мешает возродить то, что было накоплено?
— Директивный подход, имевший место в развитии науки и техники СССР стал основой для получения результатов в таких отраслях как оборонно-промышленный комплекс, космическая, ядерная и ряд других. Кстати, Университет промышленных технологий и дизайна, в то время ЛИТЛП, благодаря исследованиям д.т.н. Сталевича внедрил свои разработки в области расчета механических характеристик строп парашютов для десантирования бронетехники. Но проблема в том, что, во-первых, научно-техническая политика имела узконаправленный характер и, во-вторых, совершенно не ориентировалась на то, что действительно было востребовано. Хочется сказать, востребовано рынком, но формально рынка в СССР не было. В-третьих, большинство разработок, оставшихся «на бумаге» все равно не могли быть внедрены из-за отсутствия технологической базы.
На сегодняшний день все то, что было накоплено (с точки зрения разработок) потеряло свою актуальность, НТП ушел вперед. Зато легализовался и начал развиваться открыто класс предпринимателей. Осталось наладить эффективное взаимодействие между предпринимателями, университетами и государством. Это происходит.
— В Университете промышленных технологий и дизайна с этой точки зрения мы на каком этапе? Где наши точки роста, где наши места силы, на которых строится идеальная модель?
— Когда я слышу «точки роста» или «места силы», мне представляются какие-то эзотерические обряды, наполненные тайной и мистицизмом. Мы же в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна занимаемся вполне конкретными и прикладными задачами. Согласно всему вышесказанному, перед нами стоят две цели. Первая — передать промышленникам и бизнесменам новые знания, технологии и материалы, на которых мы специализируемся (способы производства инновационных волокнистых материалов, композитов, промышленный дизайн). Вторая — получить качественную обратную связь от представителей реального сектора экономики.
Чтобы достичь поставленных нами целей применяется комплексных подход к процессу трансфера технологий, заключающийся в гибкости использования различных методик и инструментов. Сначала мы шли от «продукта» к «отрасли», предлагая предприятиям различной направленности наши технологии, потом стало понятно, что схему необходимо усовершенствовать. Мы стали больше уделять внимания результатам маркетинговых исследований, патентной аналитике, экономике предлагаемых нами решений. На данный момент тестируем модель, которая состоит из множества участников: конечный потребитель, производитель потребляемых изделий, производитель материала, из которого производятся изделия. Благодаря такому подходу мы существенно расширили области применения наших разработок и повысили вероятность успешного внедрения инноваций.
В силу режима конфиденциальности, в рамках которого мы ведем свои разработки, отсылки к конкретным предприятиям невозможны, но могу сказать, что благодаря такому комплексному подходу мы сотрудничаем с ведущими текстильными комбинатами, крупнейшими предприятиями химической отрасли и производителями нетканых материалов.