На пресс–конференции ТАСС представлен кластер легкой промышленности СПбГУПТД

20 июня

В представительстве ТАСС в Санкт-Петербурге прошла пресс-конференция, посвященная приемной кампании 2024 года и реализации федерального проекта «Профессионалитет», прием на программы которого стартовал по всей России. В 2022 году в первую волну реализации программы вошел Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна. На базе вузовского колледжа был создан учебно-производственный кластер, ориентированный на производство обуви и кожгалантерейных изделий. Возглавил кластер представитель отрасли - генеральный директор Фабрики нестандартной обуви «Меркурий», завкафедрой конструирования и технологии изделий из кожи им. проф. А.С. Шварца СПбГУПТД Сергей Щербаков. В представительстве ТАСС, отвечая на вопросы модератора, он раскрыл уровень удовлетворения предприятиями уровнем обучения студентов и факторы привлекательности взаимодействия бизнеса с Университетом промышленных технологий и дизайна.

Университет промышленных технологий и дизайна – пионер «Профессионалитета», можно так сказать. В 2022 году мы вошли в число первых 70 учебных заведений России, которые вошли в федеральный проект «Профессионалитет». Сама идея «Профессионалитета» предполагает глубокое участие работодателей в процессе обучения. Если раньше работодатели могли предъявлять претензии образовательным организациям на тему того, кого вы готовите, (а ведь мы, как работодатели не можем, так сказать, взять человека и сразу его на рабочее место поставить), то теперь претензии труднее предъявлять, потому что мы сами вовлечены в процесс и сами становимся его участниками. И вот насколько работодатель глубоко погружается в этот процесс, настолько он оказывается доволен в итоге.

В 2022 году на базе университетского колледжа мы создали кластер, который занимается подготовкой специалистов для производства обуви и кожгалантерейных изделий. В него вошли 5 предприятий: 2 кожгалантерейных и 3 производителя обуви из Санкт–Петербурга, в том числе компания «Модерам», производящая спецобувь, а также компания, занимающаяся нестандартной и ортопедической обувью. Но за время функционирования кластера еще 3 фабрики присоединились к нам. То есть кластер растет, фабрики включаются, это говорит о заинтересованности и о востребованности. Присоединились крупные производители детской обуви – АО «Егорьевск–Обувь», производящее под маркой «Котофей» детскую обувь, и Группа компаний «Восток сервис», производящая спецобувь. То есть, заинтересованность и вовлеченность достаточно глубокая в нашем случае.

Прежде всего предприятия участвуют в создании компетентностной модели, то есть, предприятия вместе с университетом создают, прорабатывают вот эту модель выпускника, который нужен фабрике. Наши выпускники получают диплом технолога–конструктора изделий из кожи, то есть это практически инженерная специальность. И она очень обширная. А ведь важно понимать, что это непростая задача для предприятий и образовательной организации оставить только необходимые компетенции, не размывать их, потому что сроки обучения сокращены, нужно выделить самое необходимое, самое нужное и очень хорошо, так сказать, прокачать все эти навыки у студентов.

Кроме создания компетентностной модели, предприятия у нас принимают участие в разработке рабочих программ, по которым обучаются студенты, участвуют в практике, и в итоге они участвуют в итоговой аттестации, потому что она проходит в формате демонстрационного экзамена. У нас в этом году приехали эксперты с предприятий, они оценивали на демоэкзамене то, чему научились студенты. Он был достаточно сложный: по сути студенты, получив задание – фотографию обуви и колодку, за ограниченное количество времени, а это около 5–6 часов, создавали полностью конструкторскую и технологическую документацию, разрабатывали модель и в последний час показывали навыки работы с оборудованием. То есть они полностью на оборудовании своими руками собирали заготовку верха обуви.

Мы учим ребят технологии производства обуви, мы учим их конструировать обувь, работать с оборудованием. Таким образом, у выпускника при выходе из стен университетского колледжа в целом достаточно большой выбор, где он может найти себя. Все мы разные: кому–то нравится работать с оборудованием, и он продолжит работать, как оператор станка; кто–то попадет в отдел технологов; кому–то нравится конструирование и моделирование, значит он более творческая личность – он будет создавать на предприятии модели и конструкции. То есть очень широкий спектр возможностей, и здесь важно, что предприятия уже знают студентов, понимают их навыки и склонности, и студентам проще реализовать себя.

У нас кластер оснащен самым современным оборудованием. В одном из секторов налажено производство обуви полного цикла, соответственно, ребята на практике могут отработать все свои навыки: и работу с оборудованием, и технологию, и конструирование, создавать свои проекты, во время практик их реализовывать, защищать и выйти достаточно сильными и востребованными специалистами. Кроме того, наш кластер уникален тем, что он создан на базе Университета промышленных технологий и дизайна. Очень большая команда трудится над этим, потому что вузовский колледж находится в его структуре. И поэтому вместе с университетом сейчас разработаны новые учебные планы внутри самого вуза для того, чтобы выпускники могли продолжить обучение дальше, получить высшее образование без отрыва от работы на производстве. То есть они идут работать на предприятие, в вузе создана очно–заочная форма обучения, специальные учебные планы разработаны, чтобы ребята могли впоследствии получить высшее образование и параллельно работать.

Мы считаем, что у нас очень интересная, творческая, инженерная, востребованная специальность. Мы ждем большое количество абитуриентов, приглашаем в Колледж технологии, моделирования и управления СПбГУПТД на Дни открытых дверей, мы с удовольствием проводим экскурсии, показываем наш кластер, рассказываем о нашем практико–ориентированном обучении, приемная комиссия с удовольствием ответит на все вопросы, мы ждем ребят мотивированных, интересных, сильных абитуриентов и после 9, и после 11 класса. После 11 класса у нас учатся 2 года, после 9 – 3. А через 2–3 года мы будем с благодарностью на предприятии их встречать их, а дальше они начнут развивать нашу легкую промышленность и поднимать ее на новые высоты.

Сергей Щербаков