Мир образов преподавателя СПбГУПТД, художника Александра Белова

25 апреля

В холле Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна проходит выставка живописца-монументалиста, доцента кафедры монументального искусства СПбГУПТД Александра Белова, который уже более 30 лет преподает в Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина и уже год в стенах Университета промышленных технологий и дизайна.

Петербургский художник Александр Белов — выпускник монументальной мастерской Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина. Его смело можно назвать личностью многогранной, так как он является универсальным художником и обращается ко всем жанрам и видам изобразительного искусства. Ему доступно и монументальное творчество, и станковая картина. Среди монументальных объектов — росписи Храма Христа Спасителя в Москве (1998), мозаики храма Сергия Радонежского в Мидранде, ЮАР (2002); росписи Знаменского собора в Курске (2002); иконы для храма Владимирской иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге (2004-2006), воссоздание росписей храма Петра и Павла в Петергофе (2010); иконы для храма Апостола Филиппа в г. Шардже в Объединенных Арабских Эмиратах (2012); убранство церкви Святого Пантелеймона в Большом Меншиковском дворце, г. Ораниенбаум (2017-2018); иконостас церкви Воскресения Христова в Екатерининском дворце Царского села (2018), иконы храма Св Троицы на Архиерейском подворье, г. Санкт-Петербург (2019). Большинство монументальных работ представлено в экспозиции в виде фотовоспроизведений.

Стилистика и манера живописи художника в монументальных проектах трансформируется в зависимости от эпохи, контекста, в котором располагаются произведения. Временами очевидны византийские влияния, в других случаях проступают черты современной академической школы и индивидуальность автора.

В станковых произведениях Александр Белов преимущественно пишет в технике масляной живописи, но иногда акварелью и другими материалами. Живописец работает в различных жанрах. Жанр пейзажа представлен образами русской глубинки. Художник мастерски передает различные состояния природы с помощью колорита и общего тонального решения. Отдельная серия пейзажей создана по материалам поездки в Китай.

Перед зрителем предстает галерея портретных образов мамы, деда, дочери. «Портрет дочери Маши» (1989) отличается культурой живописного письма, убедительным рисунком, грамотно расставленными акцентами цвета.

Удивителен «Портрет мамы на фоне лоскутного ковра» (1991). В центре холста пожилая женщина. Ее взгляд спокоен, сосредоточен и полон достоинства. Натруженные руки лежат на коленях. Лоскутное одеяло, являющееся фоном, приобретает символический смысл. Оно обозначает калейдоскоп жизни с ее радостями, заботами, печалями и трудностями.

В картине «Зима» (1995) на фоне белого снежного полотна у старого колодца изображена старушка с ведрами и коромыслом — бабушка художника. На лице морщины — следы прожитой жизни. Руки натруженные, крючковатые. Суровое состояние зимнего дня усиливает общее настроение холста, придает грустный оттенок, затрагивает тему одиночества.

Вершиной мастерства каждого художника является образно-тематическая композиция. В экспозиции представлены несколько таких работ. Тема юности раскрывается в картине «Двое» (1992). На холсте изображены молодые люди. Льет дождь, бушует ветер. Юноша и девушка бегут, защищаясь огромной, прозрачной пленкой. Она словно спасает их от трудностей этого мира. Тематика работы светлая, это картина о прекрасной молодости, о вере в то, что все преграды преодолимы.

«Путешествие по Млечному пути» (2020) изображает славян, плывущих по морю жизни, пытающихся познать ее смысл и преодолевающих обстоятельства. Это род русский, путешествующий по миру. В картине ощущается символико-философский подтекст: человек в житейском море, где вода — жидкая, ненадежная субстанция, не имеет опоры. Утлое суденышко, на котором люди плывут, зыбко. Все в итоге зависит от них. Полотно наполнено художественными деталями и творческими находками.

Произведение «Поминовение» (2023) — драматический образ, изображает Богородицу с младенцем, за спиной у которых стоят воины и матери с поминальными свечами, читающие молитву. Картина символизирует поминовение всех воинов, они словно дети Богоматери, как Христос, невинно пострадавший, сложившие свою жизнь за правое дело.

Творчество Александра Белова представляет собой серьезное явление в искусстве Петербурга рубежа XX-начала XXI вв. Оно отражает собой крепкие традиции монументальной живописи академика Мыльникова, художественный вкус, глубокую философичность, символичность, знаковость, а также индивидуальность мастера, блестяще владеющего рисунком, чувством цветовой гармонии, формально-пластическим мышлением. Художник всегда остается верен высоким принципам петербургской классической академической школы.

В представленных на экспозиции СПбГУПТД произведениях разных лет показаны идейно-философские искания автора. Перед зрителем предстает галерея образов, отражающих различные оттенки чувств, типажи и характеры. Автор передает свой опыт обучающимся кафедры монументального искусства СПбГУПТД, вдохновляя их на новые творческие свершения.