Студентка СПбГУПТД разрабатывает отечественную систему беспилотной грузовой авиации

09 октября

Студентка Университета промышленных технологий и дизайна Наталия Бербич разработала проект системы беспилотной грузовой авиации. Она включает БПЛА большой продолжительности полета, малый БПЛА, логистический центр и постамат. Решение направлено на снижение времени получения груза в отдаленных районах России. Разработка вошла в финал конкурса «Научная Вселенная» федерального проекта «Популяризация науки и технологий» при грантовой поддержке Минобрнауки России.


Сеть построена по типу сотовой. Большие автоматизированные сортировочные пункты (хабы) расположены в городах и областных центрах. К хабам доставка может осуществляться БПЛА большой дальности. От хабов — распределение на постаматы. За постаматом закреплен дрон или несколько дронов. Дрон относит посылку на ближайший постамат в соответствии с построенным маршрутом и возвращается на базу, заменяет аккумулятор, доставляет другую посылку. Посылка в конечной точке попадает в отсек выдачи, потребитель вводит код и забирает ее в окне выдачи. Для защиты дрона от влаги и осадков, его обслуживание производится внутри постамата.

Прямых аналогов системы, разработанной Наталией Бербич, нет, она принципиально отличается от российского и международного рынка, хоть и использует понятные и отчасти отработанные схемы логистики «Почты России» в части наличия крупных сортировочных пунктов. При этом доставку дронами уже используют в нескольких странах, но их опыт отличается от российского, в первую очередь за счет более мягкого климата, во-вторых, они чаще работают не в сельской местности, а в городской среде, в том числе в зонах высотной застройки, как в Китае.

«Территория России с точки зрения внедрения системы беспилотной грузовой авиации — это непростой климат с большим диапазоном температур и различными осадками, отсутствие даже сотовой связи в некоторых районах, достаточная неравномерность распределения населения, различный рельеф земной коры. Сельская логистика, конечно, долгое время остается непростым вопросом. Стартап направлен на доставку посылок «Почты России». Говорить о доставке продовольствия несколько сложнее — быстропортящиеся и не только продукты инвариантно требуют своих условий транспортировки», — отмечает разработчик.

Перспективы внедрения стартапа Натальи Бербич в целом будут зависеть от многих факторов: это и экономическая целесообразность, и нормативно-правовая база в области БПЛА, которая, к слову, активно разрабатывается Правительством России, и создание новых высокотехнологичных материалов, в первую очередь, композиционных, способных улучшить защиту электронной «начинки» БПЛА и, следовательно, позволит расширять область применения проекта.

В процессе разработки находится вопрос списка регионов для потенциального внедрения. «Климат самым серьезным образом влияет на разработку беспилотников, низкие температуры «убивают» заряд батареи. Сильный ветер может сбить беспилотник малой массы с маршрута, а для удержания равновесия вновь будет затрачен ресурс батареи. Град может повредить винт или корпус БПЛА. Так же не благоприятны и высокие температуры», — объясняет Наталья.

Проект студентки СПбГУПТД Наталии Бербич вошел в число 14 финалистов из более чем 300 тысяч участников конкурса «Научная Вселенная». Всего двое молодых ученых представят Петербург в финале, который пройдет в начале октября в Москве. По итогам публичной защиты 7 победителей отправятся на профильный научно-технологический объект компании-партнера конкурса. Среди них Росатом, Ростех, РЖД, Курчатовский институт, Российский квантовый центр, Норникель, BIOCAD, QApp, Артген биотех.