Нюансный подход к японской литературе в проекте студентки СПбГУПТД

16 августа

Студентка Высшей школы печати и медиатехнологий СПбГУПТД Алина Анисимова разработала дизайн-проект оформления книги Кобо Абэ «Человек - ящик». Научный руководитель - доцент кафедры графики СПбГУПТД Александр Кобяк. Проект стал дипломной работой Алины.

Книжный проект разрабатывался преимущественно для любителей переводной сложной зарубежной прозы, предпочитающих дополнять свое восприятие специфического текстового материала соответствующим иллюстративным рядом. Итогом стала разработка дизайн-макета романа «Человек-ящик», в котором был найден не только особый «нюансный» подход к японской переводной психологической литературе, но и интересный, актуальный для читателей разных возрастных категорий образный ряд.

Современная книга в ракурсе такого оформления выступает в качестве симбиотического предмета, способного не только вызвать направленный интерес читателя, но также удивить его, погрузить в свое уникальное пространство посредством не только излагаемого текста, но и с помощью сложного визуально-ассоциативного сопровождения, так или иначе трактующего произведение и конкретизирующего его.

Работа над произведением Кобо Абэ предполагала активное использование этническо-культурного своеобразия материала, однако с поправкой на Японию нового времени без ухода в трактовки древнего искусства и визуальные стереотипы. Наиболее интересным вариантом преемственности и отсылки к культурному контексту стала идея использования ханко (или инкан) в качестве дополнительного визуального материала в обыгрывании и завершенности коллажных иллюстраций, а также в виде приятной находки для, например, востоковедов или переводчиков, которым знакомые сигнатуры могут обеспечить дополнительный интерес и погружение в повествование.

В трактовках «Человека-ящика» объективность также весьма условна: это книга – многоплановый роман-притча, в котором существует плотный ряд сюрреалистических метафоричных образов, а изображаемое пространство то расширяется до необъятных лабиринтов динамичных улиц, то сжимается до щели в картонной коробке. Таким образом для иллюстраций была возможность выбора наиболее «концентрированных» эпизодов, которые в силу определенной системы чередования создавали бы то картинку мнимого реального, то невозможного внутреннего.