За кулисами проекта «ОПЕРА & ПОДИУМ»: студенты СПбГУПТД о создании сценических костюмов

10 августа

В мае Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна и Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова представили совместный студенческий проект «ОПЕРА & ПОДИУМ». На сцене Концертного зала СПбГУПТД отрывки из опер Петра Чайковского и Николая Римского-Корсакова зазвучали по-новому благодаря сильным голосам молодых солистов и интересным режиссерским находкам в сочетании с яркими сценическими костюмами и необычными мультимедийными декорациями. За разработку образов для исполнителей отвечали студенты кафедры дизайна костюма СПбГУПТД. О том, как создавались образы для Онегина и Ленского, Любавы и Садко, Снегурочки и Марфы, рассказывают участники проекта.

Над костюмами для оперы «Евгений Онегин» трудились Полина Полякова и Таисия Варламова. Работа началась с подбора референсов, выбора цветовой палитры и создания мудборда. Дизайнеры решили совместить элементы современного костюма со стилем времен, когда Александр Пушкин писал свой знаменитый роман в стихах. Студентки разработали творческие и технические эскизы, а после утверждения работ и серии финальных правок, сделали лекала и макеты изделий. После чего, выбрав ткани, приступили к пошиву, регулярно проводя примерки.

«Для Онегина мы подобрали костюмную ткань темного цвета и черный тонкий гипюр. Также мы работали над образом эпизодического персонажа — молчаливого и загадочного Гильо, который, по задумке режиссера, олицетворял смерть. Для его костюма мы использовали ткань черного цвета, но, избегая клишированного изображения смерти, мы решили сделать низ пиджака в виде заостренной рельефной линии и добавить бордовую бахрому на рукава, а также острые лацканы красного цвета», — комментирует студентка СПбГУПТД, дизайнер Полина Полякова.



Костюмы для сцены из оперы «Пиковая дама» создавали Артем Брежнев и Полина Ожиганова. Дизайнеры хотели отойти от классического восприятия известной оперы, поэтому большинство очевидных решений по образам персонажей стали для них табу.

«Безусловно, при работе над костюмами мы обращались к сюжету оперы и истории ее персонажей, но, на наш взгляд, каждая новая постановка или экранизация известной классики должна представлять ее новое прочтение, показывать знакомые вещи под другим углом. На создание сценического костюма для графини нас вдохновили фотографии легендарных выходов певицы, актрисы и модели Грейс Джонс, которая была частым гостем в культовом нью-йоркском клубе 1970-х годов «Студия 54». Образы другой героини, Лизы, были вдохновлены античностью. В основу костюма Германа лег смокинг, который был деконструирован. Мы отказались от привычных форм и полностью перекроили традиционный смокинг. Например, подплечники мы пришили прямо поверх костюма», — рассказывает студент СПбГУПТД, дизайнер Артем Брежнев.



Дизайнером сцены в тереме из оперы «Садко» стала студентка университета Лиза Анисимова, она создала не только костюмы для исполнителей, но и воссоздала интерьеры самого терема, расписав вручную декорации и предметы интерьера.

«Русская культура уникальна и совершенно необычна — она является для меня неисчерпаемым источником вдохновения. Свою работу я начала с чтения новгородских былин и детального изучения русской культуры того времени: особенностей костюмов, архитектуры и предметов мебели, быта людей и их повседневных забот. После сбора материала я приступила к созданию эскизов. На этом этапе посещала Этнографический музей для придания костюмам и элементам декора терема исторической достоверности», — рассказывает студентка СПбГУПТД, дизайнер и художник по костюмам Лиза Анисимова.


Как только все эскизы были отрисованы, Лиза приступила к следующему этапу — созданию декораций, которые позже были размещены в холле университета, как фотозона для гостей. Создавая терем, юная художница расписывала не только стены, но и пол — это помогло сделать инсталляцию трехмерной, а расписанная вручную мебель и предметы декора словно погружали посетителей стенда во времена новгородской Руси.

Когда палаты терема были готовы, Лиза приступила к созданию костюмов для Любавы и Садко. Ткани для костюмов были подобраны так, чтобы их можно было расписать и расшить бисером и камнями. Кроме того, одеяния должны быть удобными для выступления исполнителей. Каждый элемент украшений героев создавался таким образом, чтобы не только соответствовать той эпохе, но и быть удобным для выступления на сцене.

«Костюм Любавы — традиционный женский русский костюм, каждый из элементов которого я декорировала вручную. Вручную были расписаны сапоги Любавы, ее нижнее платье, наручи (кружевные ленты на запястье) и летник — легкая верхняя одежда. Кроме ручной росписи все элементы платья были расшиты бисером и камнями, таким же образом были украшены кокошник и оплечье. Расписаны вручную были и одеяния Садко — нижняя рубахы, порты, пояс, кафтан, плащ-корзно и сапоги. Как и у Любавы все элементы костюма была украшены бисером, камнями и другими декоративными элементами. Прототипом шапки Садко послужила мурмолка — русский головной убор с меховой лопастью в виде отворотов. Самым трудным стало выполнение большого фронта работ в сжатые сроки, ведь мне нужно было не только вручную расписать все элементы декораций, но и создать сложные многослойные костюмы, которые должны были быть не только красочными, но и удобными», — добавляет Лиза.




Над другой сценой из оперы «Садко» работали Мэнюэ Цао и Анна Тищенко. Дизайнеры создавали костюмы для отрывка, в котором на берегу Ильмень-озера появляются царевна Волхова и Морской царь. Также в этот момент на сцене танцуют дочери Морского царя.

«Мы отвечали за разработку сценических образов для восьми царевн, дочерей Царя морского, и вдохновлялась историей самого Садко и древними китайскими костюмами. Часть ткани мы купили здесь, а часть я сама привезла из Китая. Мы выбрали шифон, пряжу и атлас, чтобы с помощью этих легких материалов отразить текстуру волн и создать ощущение, что на девушках перья, потому что в оригинальной опере царевны были превращены в птиц. Общая цветовая палитра костюмов — синий, зеленый и черный, поскольку действие происходит ночью на берегу озера», — делится студентка СПбГУПТД, дизайнер Мэнюэ Цао.



Образы трем главным героиням оперы «Царская невеста» реализовывала Арина Шилова. В работе студентка использовала традиционные для старого русского костюма цвета: черный, красный, белый и золотой. Кроме того, с помощью цвета она пыталась раскрыть характеры персонажей.

«Марфа — главная героиня, чистая, наивная девушка, которая испытывала самую искреннюю любовь к Ивану. Эту ее чистоту я показала с помощью платья белого цвета, для которого я использовала золотые вставки как символ состоятельности ее семьи. Сам образ выглядел легким, летящим и в то же время простым. Он должен был контрастировать с костюмами двух других героинь, поэтому его основная черта — минимализм. А вот одежду Дуняши и Петровны я намеренно сделала немного карикатурной и громоздкой. Дуняша — простая деревенская девчонка. Она мечтает о любви, поэтому в ее костюме преобладает красный цвет. Петровна — пожилая женщина, для ее костюма я выбрала доминирование черного цвета, а чтобы подчеркнуть ее строгость, я составила ее образ из прямых линий и углов: прямая черная юбка, прямой вязаный жилет и прямые белые рукава», — рассказывает студентка СПбГУПТД, дизайнер Арина Шилова.

Каждая из героинь имеет свой особенный головной убор. Венок у Марфы символизирует ее надежды на счастливое будущее с любимым, маленькая заколка из цветов у Дуняши намекает на то, что девушка еще только расцветает и скоро придет ее время влюбиться. Платок Петровны показывает ее возраст. В каждом костюме присутствовал один схожий элемент — прозрачная органза разных оттенков.



Костюмы к опере «Снегурочка» готовили Елена Шиянова, Айнур Довлетмурадова и Пак Джон Сен. Дизайнеры решили добавить к классическим образам персонажей элементы современных модных тенденций.

«Работа начиналась со штудирование издания Vogue Runway. Мы отталкивались от названия нашего проекта и действительно хотели добиться синтеза оперы и подиума. Например, платье Весны было вдохновлено прошедшем показом Vera Vong и Molly Goddard, а также платьем актрисы Ель Фаннинг в фильме «Малефисента». Для образа Весны мы использовали фатин, чтобы передать воздушность мифического существа, и дополнили его множеством лент на руках и в волосах», — комментирует студентка СПбГУПТД, дизайнер Елена Шиянова.



Справка: «ОПЕРА & ПОДИУМ» — международный культурно-гуманитарный межвузовский молодежный проект Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова.