#НаучныйПолк. Шофер «Дороги жизни»

21 июня

Участвуя в акции #НаучныйПолк, в рамках которой вузы страны делятся историями, архивными кадрами героев Великой Отечественной войны, мы решили поделиться рассказами студентов Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, собранными по воспоминаниям семей наших ребят, в беседах с родными, дедушками и бабушками. Эти проникновенные истории — их вклад в сохранение памяти о героях.

Автор: Михаил Деньгин. По воспоминаниям прадедушки Михаила Бусыгина.

Уже в первые дни блокады Ленинград столкнулся с продовольственной проблемой из-за уничтожения складов во время массированных авианалетов германской авиации.

Единственной транспортной магистралью, по которой была возможна доставка продовольствия в осажденный город, оставалась «Дорога жизни» — водный маршрут, проходящий через Ладожское озеро и связывающий город с «большой землей».

В ноябре 1941 года Ладога начала покрываться льдом и руководством Военного совета Ленинградского фронта было принято постановление «О строительстве зимней фронтовой автомобильной дороги...». Трасса, проходящая по льду Ладожского озера, получила официальное наименование «Военно-автомобильная дорога № 101».

Шоферы, рискуя своей жизнью под обстрелами вражеской авиации, выполняли многочасовые рейсы по «Дороге жизни», чтобы спасти жителей Ленинграда от голодной смерти. Одним из шоферов был мой прадед — Бусыгин Михаил Андреевич.


Он родился в деревне Большой Низ, Уржумского уезда, Кичминской волости, Вятской губернии в 1909 году. Закончил 3 класса сельской школы, работал в колхозе. Михаил был средним сыном в семье, его старшие братья Алексей и Афанасий с детства учили кузнечному делу. В июле 1941 года Михаил Андреевич был мобилизован в РККА Кичминским военным комиссариатом.

С июля по ноябрь 1941 года прадед был водителем автомобилей «ЗИЛ» и «ГАЗ-АА». Михаил занимался транспортировкой раненых солдат и продовольствия для Ленинградского фронта.

С ноября по март 1941 года Михаил Андреевич работал на автомобиле «ГАЗ-АА»: эвакуировал женщин, детей и раненых бойцов из блокадного Ленинграда по «Дороге жизни».

Автомобиль прадеда не раз подвергался вражеским обстрелам и бомбардировкам, но ему удавалось маневрировать и на большой скорости проходить трудные участки.

Однажды, выполняя очередной рейс по Военно-автомобильной дороге № 101 на автомобиле ЗИС-5 в составе колонны, Михаил Андреевич попал под обстрел немецких бомбардировщиков «Junkers Ju 88». Колонна была практически полностью уничтожена, продолжить движение смогли всего несколько автомобилей, в их числе была машина прадеда. Водители в изрешеченных осколками автомобилях с пробитыми колесами смогли добраться до места назначения и тем самым спасти тысячи жизней ленинградцев от голодной смерти.

За профессионализм и личное мужество Михаил Андреевич Бусыгин был награжден знаком «Отличный шофер» и почетной грамотой командования Ленинградского фронта.


В 1943 году прадед был переведен в зенитно-ракетный полк, где служил водителем автомобиля «Studebaker US6» — грузовика английского производства, на базе которого был установлен комплекс БМ-8, в народе «Катюша». На этом автомобиле Михаил Андреевич участвовал во всех крупных операциях: от Курской дуги, до освобождения Европы. Домой прадед вернулся только в марте 1946 года. За годы службы в РККА он был трижды ранен, но провел в госпиталях совокупно не более 2 месяцев.

За мужество, героизм, отличие в боевой подготовке и вклад в освобождение страны от немецких захватчиков и их союзников, Михаил Андреевич Бусыгин был награжден знаком «Отличный шофер», 2 медалями «За отвагу», медалью «За взятие Кенигсберга», медалью «За оборону Ленинграда», медалью «За победу в Великой Отечественной войне», почетной грамотой и другими значимыми наградами.

После войны прадед принимал участие в строительстве Куськинской ГЭС, работая арматурщиком и кузнецом. До выхода на пенсию Михаил Андреевич работал в Кичминской участковой больнице шофером машины скорой помощи. Умер мой прадед 18 апреля 1976 года. Похоронен на кладбище в селе Кичма, Советского района, Кировской области.


Справка: Истории семей студентов Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, графические работы, иллюстрации и архивные заметки собраны в вузовский проект «Летопись победы: семейного архива». Проект получил статус международного. Теперь в число его продолжателей входят молодые журналисты, художники, издатели, блогеры из разных стран мира.