Почему наука? По воспоминаниям ученых СПбГУПТД

08 февраля

В Университете промышленных технологий и дизайна тесно переплетаются прикладные и теоретические исследования, естественнонаучные и гуманитарные, поэтому каждый пытливый ум находит свою стезю и получает поддержку своих научных интересов. Но как стать частью мира науки? Мы предлагаем вам прочесть воспоминания ученых Университета промышленных технологий и дизайна о том, почему они выбрали этот непростой, но очень интересный путь.

Александр Александрович Лысенко, заведующий кафедрой наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов им. А.И. Меоса, доктор технических наук, профессор:

— Мой отец, Александр Иванович, защитил свой диплом во время войны. Все чертежи к этому диплому и тексты возил с собой в танке. Когда его танк подбили, то первым делом он бросился спасать свою дипломную работу. После окончания войны он работал ведущим инженером в одном из проектных институтов Ленинграда. Мама, Клавдия Дмитриевна, – выпускница нашего института, диссертацию выполнила под руководством Александра Ивановича Меоса, прямо рядом с его кабинетом. Иногда в детстве она приводила меня на работу, так как оставить меня было не с кем. Сам Александр Иванович считал, что я должен закончить химический факультет, нашу кафедру. Так оно и произошло. Мало того, что я был довольно пытливым, моими настольными журналами, благодаря отцу, были «Наука и жизнь», а также позже «Техника молодежи», «Химия и жизнь». А в школе настольной книгой, и до сих пор любимой, была «Общая химия» Н. Л. Глинка, практически знал этот учебник наизусть. Я с отличием окончил институт, был оставлен по распределению в проблемной лаборатории. К окончанию школы я довольно неплохо знал английский язык, а потом жизнь заставила выучить еще и французский. Знания английского и французского языков помогали и помогают знакомиться с публикациями и книгами, вести конференции и общаться с иностранными коллегами.

Эдуард Львович Аким, заведующий кафедрой технологии целлюлозы и композиционных материалов ВШТЭ, профессор, доктор технических наук:

— Во-первых, наука — это интересно. Когда удается придумать что-то новое, а потом это новое начинает где-то работать, а тем более реализовываться на производстве, получаешь огромное внутреннее удовлетворение. Во-вторых, огромное значение имеют учителя. Еще в восьмом классе я пошел в химический кружок при Дворце пионеров в Ленинграде. Мы занимались на кафедре аналитической химии в Технологическом институте. В 9-10 классе Дворец направил четырех ребят в Педагогический институт им. Герцена, где с нами два раза в неделю по 3 часа занимался заведующий кафедрой методики химии Авенир Дмитриевич Смирнов. В результате все четверо пошли в науку: трое — в химию, а один, Анатолий Николаевич Андрианов, — в математику. Поступив в ЛТИ ЦБП, с первого курса я начал работать в студенческом научном обществе у Константина Павловича Мищенко. После окончания института с отличием я поступил в аспирантуру Лесотехнической Академии к советскому химику, члену-корреспонденту АН СССР Николаю Игнатьевичу Никитину. С 1964 по 1973 работал на кафедре процессов и аппаратов ЛИТЛП им. С.М. Кирова у профессора Леонида Леонидовича Добросердова, где в 1971 году, когда мне было 35 лет, защитил докторскую диссертацию. В-третьих, огромное удовлетворение получаешь от успехов своих учеников… Трое моих учеников стали докторами наук, а кандидатские диссертации защитило несколько десятков моих учеников и учеников моих учеников — и это мои научные дети и научные внуки. Их успехи — мои успехи! Удачи всем тем, кто будет вместе с нами и вслед за нами заниматься наукой!

Константин Георгиевич Иванов, заведующий кафедрой физики, доктор физико-математических наук, профессор:

— Я пошёл по стопам своего отца Иванова Георгия Александровича, доктора физико-математических наук, профессора, заведующего кафедрой физики Педагогического института им. А.И. Герцена, известного ученого в нашей стране и за рубежом. Под его руководством защитили кандидатские диссертации по физико-математическим наукам более 60 человек из разных городов нашей страны и из зарубежья. Его помнят и чтят очень многие люди.

Ольга Александровна Дмитриенко, профессор кафедры книгоиздания и книжной торговли ВШПМ, доктор филологических наук, доцент:

— Большая часть моих исследований посвящена поэтике и мифопоэтике Набокова, его метафизике, теме памяти и интермедиальности его текстов. Наверное, у каждого набоковеда есть своя личная история любви — открытия Набокова. У меня эта история началась в конце 80-х годов прошлого века, на заре перестройки, когда Набоков вернулся к русскому читателю. Это была любовь с первого взгляда — такое чудо узнавания, совпадения. Мои детские визуальные воспоминания совпали с прозрачными, пронизанными светом пейзажами из воспоминаний детства в автобиографии «Другие берега», в романе «Подвиг». Метафизические загадки Набокова, связанные с его главной темой, потусторонностью, не давали мне покоя. Мне оказалась удивительно близка поэтическая интонация Набокова, то, что с трудом поддается вербализации, то, что за словами и больше, чем слова — музыкальная стихия языка его прозы, особенно, романа «Дар». Все это и определило мой путь в филологии.

Александр Леонидович Ашкалунин, исполнительный директор ВШТЭ, доцент кафедры физики ВШТЭ, кандидат физико-математических наук:

— Почему я решил заняться наукой? Во-первых, этот род занятий в те годы считался чуть ли не самым престижным. После восьмого класса я поступил в 239 школу, пожалуй, самую сильную физико-математическую школу Ленинграда (сейчас это 239 Президентский лицей). Это удивительное и интереснейшее окружение школьников: десять десятых и десять девятых классов со всего города и уникальный коллектив учителей. И не важно, что я каждый день ездил из Пушкина на набережную реки Мойки и обратно. Далее диплом городской олимпиады по математике, а после окончания школы — физический факультет ЛГУ им. А.А. Жданова (ныне СПбГУ). А куда же ещё? Выше по бренду и сложности учёбы не было. Как я оказался в ЛТИ ЦБП на кафедре физики? Возглавлял её профессор Карапетян Г.О., получивший в составе группы учёных из ГОИ им. С.И. Вавилова Государственную премию СССР за разработку неодимового лазера. А я студентом два года трудился в этом институте в лазерном отделе. Для меня эти учёные были небожителями. Ну вот и пошло-поехало…

Марина Николаевна Титова, заведующая кафедрой менеджмента, доктор экономических наук, профессор:

— Традиции семьи в сфере науки удалось сохранить, но совершенно изменился их вектор: мои интересы определились, когда стало возможным совместить приоритетные научные теории и положения с процессами трансформации, происходящими как на макроэкономическом уровне, так и на предприятиях текстильной и легкой промышленности Санкт-Петербурга. Так возникла модель динамических, в том числе циклических, изменений, трансформации, реструктуризации, которая продолжилась в концепции синергетических эффектов сложных организационно-экономических систем и гипотезе их фрактальных состояний. В указанные методологии вписывается и реализуемая сейчас модель креативности, которая с позиций менеджмента содержит высокую добавленную стоимость, новизну и кастомизацию, что безусловно соответствует задачам индустрии 4.0.

Николай Петрович Мидуков, заведующий кафедрой инженерной графики и автоматизированного проектирования ВШТЭ, доктор технических наук, доцент:

— Благодаря любимому занятию — науке, я получаю истинное удовольствие. Мне так же приятно идти на работу, как поехать отдыхать с семьёй, посетить ресторан, музей или потренироваться в спортивном зале. Сочувствую тем людям, которые сидят «от звонка до звонка» на работе, дожидаясь выходных. Люблю науку, так как сам выбираю тему исследований, которую, как правило, поддерживает руководство вуза. Сам планирую работу, формирую команду и координирую выполнение. Я получаю истинное удовольствие от того, что реализовался как учёный, и передо мной — широкие возможности для дальнейшего роста.

Занимаясь наукой, я всегда ощущаю себя маленькой частицей огромного научного мира, открытий, достижений, новых технологий. Приятно знать историю развития науки в сфере своих интересов, прогнозировать недалёкое будущее и реально оценивать место своим открытиям в научной среде. Особенно приятно стало заниматься научными исследованиями, когда проекты перешли на международный уровень. Как здорово оказаться в ведущем мировом вузе, осознавая, что у тебя есть единомышленники. Здорово, когда разработки интересны твоим коллегам из-за рубежа настолько, что они готовы периодически приезжать в гости.

Наталья Николаевна Кознова, профессор кафедры журналистики и медиатехнологий СМИ ВШПМ, доцент, доктор филологических наук:

— Что такое наука: занятие, профессия или призвание? Этот вопрос хотя бы раз задавал себе каждый, кто посвятил свою жизнь научной деятельности. Однозначный ответ на него дать сложно. «На заре далекой юности» мы приходим в вуз, чтобы получить знания для будущей профессии. В процессе обучения появляется интерес к какому-то направлению, теме, проблеме. Именно это направление хочется углублять и расширять дальше, посвящая научной работе все больше и больше времени, открывая все новые и новые горизонты. В какой-то момент начинаешь понимать, что в данной области знаешь уже гораздо больше того, что требуют от тебя твои профессиональные обязанности, и больше того, что диктует обычный интерес к неизвестному. Но ты не можешь остановиться в своем познании потому, что это стало смыслом твоей жизни. Вспоминаются лермонтовские строки: «А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой». Магический смысл этих строчек в том, что само движение, пусть даже через бури и штормы, гораздо лучше покоя, потому что это — сама жизнь, а покой, неподвижность — конечность жизни. Рене Декарт утверждал: «Я мыслю, значит, я существую». Перефразируя, можно сказать: «Я занимаюсь наукой, значит, я живу».

Раиса Федоровна Витковская, заместитель директора института прикладной химии и экологии по научной работе, доктор технических наук, профессор:

— Моя любовь к химии началась со школьной скамьи. Наш педагог по химии была строгой и требовательной, но это не мешало, а способствовало стремлению познать интересный мир химических превращений и таинственных реакций. Поэтому после школы в 1966 году я поступила на химико-технологический факультет УПИ им. Ив. Федорова. Дальнейшие знания и навыки только возбуждали любопытство и желание двигаться дальше в этот исключительный мир химической науки. Дальнейшая работа в течение 10 лет в НИИ электрофизической аппаратуры им. Д.В. Ефремова позволила получить опыт в решении неожиданных и срочных задач в области ядерной энергетики и космической технологии. И все это — для улучшения качества жизни человека и для сохранения его как вида на нашей планете. Для этого и возникла новая наука — экология, изучением законов которой я занималась в дальнейшем. И все научные разработки: аппараты и технологии для защиты окружающей среды, воздушной, водной, — и есть основа моих научных интересов, как и создание новых текстильных устройств, внедрение их на многих предприятиях для ресурсосбережения и охраны окружающей среды, технологии, позволяющие заменить импортные материалы.

Елена Юрьевна Демьянцева, доцент кафедры физической и коллоидной химии ВШТЭ, кандидат химических наук:

— Если начинать с самого начала, то впервые мысль о науке и ученых поселилась в моем сознании после прочтения романа В. Каверина «Открытая книга» о жизни ученых-микробиологов. И когда, заканчивая 3 курс по специальности «Технология химической переработки древесины», преподаватель коллоидной химии Наталья Павловна Лысогорская предложила заняться научными исследованиями, я с радостью согласилась. Мне посчастливилось учиться и работать с последователями известных ученых К. П. Мищенко, С.Л. Талмуда. С тех пор в мою жизнь прочно вошли понятия коллоидные системы, лесохимические продукты, биополимеры. Дальнейшая научная работа показала, что я сделала правильный выбор, а необходимость совершенствования современных технологий открывает новые перспективы моего научного направления.

Дарья Александровна Петрова, доцент кафедры наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов им. А.И. Меоса:

— Мой путь в науку начался с самого детства. В возрасте 4-5 лет я разбирала по частям все, что попадалось под руку, но при этом я хорошо помню¸ что и собрать все обратно тоже старалась. Разумеется, сбор получался редко, а вот любопытство осталось со мной на долгие годы. Когда при поступлении в университет я увидела специальность «Технология получения химических волокон и композиционных материалов на их основе», мое любопытство взяло свое, так как о композиционных материалах мне было неизвестно. Затем было знакомство с химической лабораторией, поиском научной литературы, планированием эксперимента и так далее. Все это было крайне увлекательно, и годы, проведенные за научными изысканиями, пролетели с интересом и азартом. Сейчас я кандидат наук и доцент кафедры, которая вдохновляет студентов и прививает им интерес к науке.

Таисия Владимировна Рабуш, доцент кафедры общественных наук, кандидат исторических наук:

— Когда я поступила на истфак СПбГУ (ныне Институт истории) сразу после школы, у меня не было четкого представления, что именно, какую тематику я бы хотела подробно изучать. В школе мне нравилась история как предмет, но без привязки к какому-то историческому деятелю, эпохе или стране. По распределению между кафедрами я должна была стать специалистом по истории Византийской империи. Но в читальном зале университетской библиотеки я совершенно случайно наткнулась на книгу Д. Гая и В. Н. Снегирёва «Вторжение. Неизвестные страницы необъявленной войны» про афганскую войну с участием СССР. Несмотря на публицистический характер, эта книга произвела на меня совершенно роковое впечатление. В апреле 2002 года в мои 18 лет я безумно влюбилась в эту тему. Вероятно, на всю жизнь.

Михаил Павлович Блоков, доцент кафедры полиграфического оборудования и управления ВШПМ:

— С детства в семье прививали и привили любовь к чтению. Ученый, инженер, любой человек, чья деятельность хоть как-то связана с изобретением, разработкой, внедрением нового, должен читать. Сколько книг прочел, столько жизней прожил, столько опыта приобрел.

С детства в семье прививали и привили (а армия помогла) интерес к иностранным языкам. Чем больше языков знаешь, тем более широко можешь ставить задачу, обдумывать проблему, искать аналогии и пути решения.

С детства в семье прививали и привили (а школа, кружки и институт помогли) интерес к технике, к новым процессам, интересным и оригинальным решениям. Ведь интересным устройством, прибором, даже просто необычным принципом построения машины, механизма можно любоваться как произведением классической живописи.

С детства в семье, в школе, в армии, в институте прививали и привили любовь к Родине, в итоге появилось желание сделать что-то на пользу своему Отечеству.

Ну и, естественно, на каком-то этапе жизни наступает осознанное желание самоутвердиться…

Линда Викторовна Рыжих, доцент кафедры полиграфического оборудования и управления ВШПМ, кандидат экономических наук, доцент:

— С детства меня завораживали здания научно-исследовательских институтов и университетов. Когда мы с мамой вечером ехали на трамвае мимо НИИ, я с искренним восхищением всматривались в его большие окна, в которых уютно горел неоновый свет. Там, за ними, был невероятно чудесный, особенный мир, для меня недосягаемый: в одном окне мелькали силуэты людей в светлых халатах, в другом — за столом шло какое-то обсуждение, а в третьем сквозь полузадёрнутые шторы можно было увидеть лабораторное оборудование и работающих на нем людей. «Мама! Когда я вырасту, я очень хочу работать в таком месте. Я мечтаю связать свою жизнь с наукой. Разве может быть что-то интереснее, чем исследования, открытия и постоянное познание мира?» — говорила я маме. Сейчас, спустя много лет, мама мне часто напоминает, что мечта моя сбылась. Ну а я понимаю, что она абсолютно права.

Яна Александровна Александрова, старший преподаватель кафедры монументального искусства, кандидат искусствоведения:

— Тема моих научных интересов — горячая эмаль. Все началось с того, что, обучаясь на кафедре металла в СПГХПА им. А. Л. Штиглица, мне всегда хотелось соединить цвет и металл. Выполнив первую самостоятельную эмаль на третьем курсе, я поняла, что это именно то, чего мне не хватало при работе с металлом. Я настолько влюбилась в этот материал, в его возможности, что мне хотелось постичь секреты мастерства старых мастеров и современных художников-эмальеров. Изучение литературы по истории развития эмальерного искусства показало, что о творчестве художников-эмальеров Петербурга, работающих в области станковой эмали, в том числе моих учителях, чьими работами я восхищалась, совершенно нет никаких сведений, кроме небольших статей в каталогах выставок. Столкнувшись с такой проблемой, мне захотелось описать творческую биографию моих преподавателей-эмальеров с опорой на их воспоминания. Наверное, именно это стало причиной того, что я продолжила обучение в аспирантуре, выбрав темой моего исследования станковую эмаль Ленинграда – Санкт-Петербурга конца XX - начала XXI вв. Выбор такой темы позволил мне не просто изучить историю становления станковой эмали, узнать основы технологии и ее секреты от выдающихся художников-эмальеров Санкт-Петербурга, Москвы, Ростова Великого, но и дал возможность соприкоснуться с удивительными талантливыми исследователями, такими как А. А. Гилодо, А. Ф. Дмитренко, О. Л. Некрасова-Каратеева, И. Ю. Перфильева, Г. Н. Габриэль, которые посвятили свою жизнь искусству. Их пример вдохновил меня на продолжение научной деятельности после защиты диссертации.

Елена Николаевна Дроздова, доцент кафедры информационных и управляющих систем ВШПМ, кандидат технических наук:

— Я часто вспоминаю слова доктора технических наук, профессора Валентина Ниловича Дроздова, сказанные им как-то на заседании Ученого Совета ВШПМ. Дословно его слова не помню, но суть их заключалась в том, что, занимаясь наукой, мы удовлетворяем свое любопытство за счёт государства. Мне запомнились его слова, и в своей деятельности я руководствуюсь тем же принципом. Когда я занимаюсь тем, что мне нравится, я чувствую, что занимаюсь любимым делом, которое приносит мне радость и удовлетворение. Но свою деятельность я не вижу в отрыве от работы со студентами. Все что я делаю, — не ради собственного удовольствия, а ради того, чтобы передать это студентам.

Юрий Митрофанович Чернобережский, профессор кафедры охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов ВШТЭ, доктор химических наук:

— У меня была очень хорошая учительница по химии в школе, которая уделяла мне несколько больше внимания. То ли поэтому я так заинтересовался, то ли просто химия понравилась. В то время я жил в Ярославле, и после школы я поступил в Технологический институт резиновой промышленности и каучука. Отучился три года. В это время по всему СССР был набор на подготовку специалистов по атомной энергетике. К нам приехала комиссия, производившая отбор потенциальных студентов в Ленинградский университет на радиохимию. Ну и, довольно сложным путём, поскольку меня не хотели отпускать из института, я добился того, чтобы поехать в Ленинград. Специальность была закрытая, секретная. При этом я очень редко, но с гордостью говорю, что в моём дипломе написано «химик-исследователь». В Ленинградском университете меня взял к себе сначала дипломником, а потом и в аспирантуру заведующий кафедрой, профессор Олег Николаевич Григоров, которого я считаю своим научным отцом. Он меня научил тому, как делать эксперимент, как думать... И с тех пор одна половина моей жизни связана с обучением студентов, а вторая — с наукой. Я довольно много добился в науке, честно говоря. Лет 15-20 параллельно с основной фундаментальной наукой я занимался фундаментально-прикладной. Мы в университете впервые на весь СССР делали кристаллоанализаторы для приборов по исследованию ультрамягкой области рентгеновского спектра, делали «сердце» к этим приборам. Оно часто выходило из строя, а иностранные приборы стоили несколько миллионов. Поэтому на весь СССР мы производили эти «сердца». Это была, во-первых, самая первая нанотехнология в СССР, а во-вторых, настоящее импортозамещение. И вот с тех пор и до настоящего момента, а сейчас мне уже 91 год, я продолжаю заниматься наукой.

Евгений Юрьевич Лобанов, и.о. заведующего кафедрой дизайна оборудования в средовых объектах, доцент:

— Интерес к теории архитектуры и дизайна просыпался во мне постепенно. Ещё во время обучения в школе я начал разбираться в направлениях архитектуры, заинтересовался фигурами К. Мельникова, А. Гауди, Ле Корбюзье, а когда на третьем курсе университета стал изучать курс истории архитектуры XX века, то погрузился в эту область с головой и многое переосмыслил в собственных учебных проектах. Но подлинная страсть к архитектурной науке разгорелась во мне после лекций профессора Бориса Георгиевича Устинова, члена Градостроительного совета Петербурга и одного из основателей кафедры дизайна пространственной среды. Именно после общения с ним и совместной работы над проектами, в том числе в его мастерской, куда я вскоре был приглашен в качестве дизайнера-проектировщика, я задался важнейшими вопросами: насколько существующая архитектурная среда соответствует реальным человеческим потребностям, каковы пути решения актуальных градостроительных проблем, какими должны быть дизайн и архитектура будущего? И, наконец, как с помощью архитектурно-дизайнерских методов оздоровить не только среду обитания людей, но и само общество, избавив его от извечных проблем и конфликтов? Так я и пришел к необходимости работы не только над практическими проектными задачами, но и над теорией архитектуры и дизайна, в их взаимосвязи с фрактальной геометрией и некоторыми философскими и социологическими концепциями, ради поиска наиболее гуманных путей развития общества.

Владимир Климентьевич Дубовый, профессор кафедры технологии бумаги и картона ВШТЭ, доктор технических наук:

— Наука включает в себя знание человека о мире, о его закономерностях. Приобретение этих знаний требует длительного, систематического, сложного и противоречивого процесса познания. Человечество в своем развитии прошло и продолжает длительный и трудный путь к знанию. При этом, в результате своего развития, человечество стремится к более полному, совершенному, точному знанию, к целостному и многостороннему пониманию изучаемых объектов на основе экспериментально-теоретической деятельности. В основу развития науки положено стремление людей познать, осмыслить окружающий мир, проникнуть в его тайны. Человеку всегда было интересно: что происходит вокруг человека и в нем самом.

Юлия Владимировна Ватолина, профессор кафедры общественных наук, доктор филосовских наук:

— Философии, с одной стороны, присуща характерная для науки строгость, а с другой, — характерные для искусства pathos, страсть. Как пишет М. Хайдеггер, между философией и искусством существует глубинная общность, которая обнаруживается в тех случаях, когда «философия глубока, а поэзия высока». Именно юношеским чтением поэтических текстов Серебряного века и было инициировано мое увлечение философией. Наверное, сейчас легче сказать, что мне дают занятия философией. Дело в том, что мы живем, используя выражение Ф. Ницше, в «человеческом, слишком человеческом» мире, где бытийность зачастую замещается различного рода симулярами. Но и поэзия, и философия пытаются говорить о доступе к бытию, пролагают пути к нему, и именно это для меня и ценно. «Cogitoergosum», как говорится.

Вадим Владимирович Марценюк, ассистент кафедры наноструктурных, волокнистых и композиционных материалов им. А.И. Меоса:

— Я решил заниматься наукой, будучи ещё студентом третьего курса. В науке меня заинтересовала возможность создать что-то новое: какой-либо новый материал или исследовать и проанализировать ранее неизвестное явление. Занятие наукой с большой силой увлекло меня, и в настоящий момент я работаю над написанием диссертации кандидата наук. Также в науке важно найти практическое применение результатам исследований, что у меня и получилось, а сейчас я разрабатываю композиты для водородной топливной энергетики.

Владимир Владимирович Лаптев, профессор кафедры дизайна рекламы, доктор искусствоведческих наук:

— Научное исследование сродни детективному расследованию. Когда по крупицам собираешь информацию о ранее сделанном в выбранной области, когда очевидцами выступают ученые прошлого, а истина? — истина где-то рядом. Когда правильность идущего преследования согласно гипотезе, подтверждается экспериментами и практическими работами. Когда тебя захватывает азарт, а достигнутый результат дает удовлетворение. Ну, как тут не заниматься наукой? Я не смог отказать себе в этом!

Юрий Георгиевич Тришин, заведующий кафедрой органической химии ВШТЭ, доктор химических наук, профессор:

— Впервые с химией как с наукой, а точнее как с волшебством, я столкнулся, когда был еще школьником пятого класса. Моему ближайшему другу — однокласснику родители подарили набор «Юный химик», и мы по прилагавшимся описаниям стали проводить один за другим опыты. Удивлению, восторгу и восхищению не было предела, когда железный гвоздь, опущенный в раствор медного купороса довольно быстро превращался в «медный», когда при смешении растворов соды и лимонной кислоты вдруг выделялся газ и получалась «газировка», когда при опускании полоски индикаторной бумажки в один раствор она становилась темно-синей, а в другой – красной. Потом в школе начались уроки химии, на которых замечательная учительница продолжила демонстрацию химических чудес и стала объяснять причину и связь наблюдаемых явлений. На наших глазах рождались новые вещества, которые отличались от исходных агрегатным состоянием, цветом, запахом. Человек представал как творец мира, способный изменить его, подчинить вещества своим потребностям, сделать жизнь более разнообразной и радостной. Интерес к химии, как и к другим наукам, возрастал и расширялся. Но вот закончена школа с золотой медалью, и я поступаю в Воронежский университет на химический факультет. Теперь химия явилась во всем своем многообразии. Всё было очень интересно и увлекательно! Химия как наука и как активное действие полностью овладела мною. Уже на третьем курсе я сделал первую простую, но свою, экспериментальную, научную работу, которую опубликовали в сборнике студенческих научных работ, чем я очень гордился и чему был очень рад. Результаты дипломной работы «потянули» уже на вполне серьезный научный журнал. Неудивительно, что по окончании университета я стал работать в научно-исследовательском институте синтетического каучука, а после года обязательной службы в Армии поступил в аспирантуру нашей знаменитой на всю страну «Техноложки». Это тоже было очень замечательное время, время огромного профессионального роста. Далее я, доцент кафедры органической химии ЛТИ ЦБП, вместе со своими учениками работаю над докторской диссертацией, которая посвящена очень интересной, хотя экспериментально очень сложной теме синтеза фосфорсодержащих гетероциклических соединений, способных проявлять биологически активные свойства. В 1999 году буквально за четыре дня до 2000 года защищаю «большую» диссертацию. А дальше продолжается работа и жизнь, которые уже прочно сплетены и неразделимы с химией.

Оксана Борисовна Вахромеева, профессор кафедры общественных наук, доктор исторических наук, доцент:

— При первой встрече с моим университетским профессором, доктором исторических наук Юрием Давидовичем Марголисом (в сентябре 1992 года), он сравнил меня с бестужевками. От того, что на вопрос, чем бы я хотела заниматься в жизни, я ответила: «Поиском её смысла и через найденные ответы — помогать другим людям». Ю. Д. Марголис посоветовал мне прочесть книгу про выпускниц Бестужевских курсов и пригласил на её обсуждение через месяц. Спустя 30 с лишним лет служения однажды выбранной теме, написав два десятка монографий, могу сказать, что в действительности всё это время «искала смысл жизни и помогала другим людям». Полагаю, что пример учителя в науке играет большую роль в становлении молодых учёных.

Елена Александровна Шефер, доцент кафедры информационных и управляющих систем ВШПМ, кандидат технических наук:

— Когда в 2009 году я стала работать в Институте печати СПбГУПТД (ранее он назывался Северо-западный институт печати), меня очень заинтересовала полиграфия, как неизвестная и интересная для меня область деятельности. Моей научной работой руководил заведующий кафедрой полиграфического оборудования Валентин Нилович Дроздов — ученый с большой буквы. Он активно занимался поиском новых методов улучшения качества печати. Для этого использовались современные математические методы компьютерной обработки сигналов. Эти методы лежали в основе моделирования процесса растрирования и растискивания растровой точки. Также большой вклад в мою работу внес Лазарь Израилевич Цейтлин, который помог мне апробировать полученные результаты в типографиях города.

Ираида Ивановна Осовская, доцент кафедры физической и коллоидной химии ВШТЭ, кандидат химических наук:

— Моим любимым предметом в школе была химия. По-видимому, это было связано с хорошим преподавателем и довольно приличной лабораторией по химии. Мне очень нравилась химическая посуда: стаканчики, колбочки, химические реактивы, которые можно было растворять и наблюдать за реакциями, химия казалась волшебством. И всё-таки это было детское увлечение, которое, однако, привело меня, хотя и не сразу, на химико-технологический факультет нашего института. Уже на 3 курсе меня в числе 7 студентов зачислили в группу на кафедре физической и коллоидной химии и сразу предложили участвовать в научно-исследовательской работе. После окончания института мне предложили остаться на кафедре. И это было счастье. Можно сказать, что я выиграла счастливый билет. Встреча с таким человеком, как Константин Павлович Мищенко, не проходит бесследно, это был очень интересный человек. Под его руководством я выполнила диссертационную работу на тему «Термодинамика взаимодействия целлюлозы с водными растворами электролитов». Часто результаты исследования были отрицательными. Константин Павлович в таком случае говорил: «С отрицательного результата начинаются открытия». Большое значение для нас, молодых ученых, имело участие в научных конференциях. Это, на мой взгляд, обязательная составляющая научной работы. Апробация любого научного результата происходит только в процессе дискуссии: в научных журналах и на конференциях. Это порождает новые идеи. Наука связана с творчеством. Сегодня я не только изучаю интересную область выделения биологически-активных веществ из растительных полимеров, которые также могут служить дополнительным источником получения целлюлозных волокон, но и привлекаю студентов к этому направлению.

Алла Васильевна Юрьева, доцент кафедры общественных наук, кандидат философских наук:

— Что же меня заставило заниматься наукой? В первую очередь — хорошие преподаватели, которые могли заинтересовать предметом и возможностью углубляться в его познании. Во-вторых, преподаватели рекомендовали книги, которые увлекали не меньше лекций. Научная книга способна творить чудеса с молодым сознанием, до сих пор не могу забыть свою эмоциональную реакцию на книгу Ф. Арьеса «Человек перед лицом смерти».

Екатерина Николаевна Туголукова, доцент кафедры дизайна рекламы:

— Мой дедушка был известным в Ленинграде ученым, химиком, деканом факультета, заведующим кафедрой кристаллохимии и технологии силикатов в Технологическом институте (Техническом университете). Помню, как мне, маленькой девчушке, он рассказывал, как по его методикам выращивают кристаллы, — из маленькой капельки специального состава, как смешивают разные компоненты и получается настоящее чудо. Я рисовала с детства. Мне всегда было интересно смешивать краски с разными составами для создания оригинальных колористических эффектов в своих картинах. С 2009 года я начала писать пастелью, в основном пейзажи больших форматов. При работе с хрупкими мелками всегда расстраивала их низкая адгезия — осыпаемость. Тогда я начала пробовать создавать разные по составу грунты, усиливающие адгезию, изобретать фиксативы на различной основе. Главной целью было создать такой состав, при котором не меняются декоративные свойства материала при его высыхании. Также проводила эксперименты по созданию устойчивой к осыпанию пастели из пигментов и связующих веществ разного состава. После многочисленных испытаний я изобрела не просто неосыпаемую пастель, а еще и новую художественную краску, пригодную для интерьерных и экстерьерных росписей, устойчивую к различным климатическим условиям. По итогам работы был получен патент на изобретение. Позже я представила серию своих пейзажей «Тайны северных лесов», написанную разработанными красочными составами. В настоящее время картина из этой серии находится на выставке «Зимняя полифония» в Государственной Капелле. Моего дедушки нет на свете уже 13 лет, я верю, что он гордится мной и радуется продолжению его вклада в развитие отечественной науки. А еще хочу поблагодарить моего научного руководителя, очень талантливого и многогранного Владислава Леонидовича Жукова.

Елена Алексеевна Плешакова, доцент кафедры экономической теории, кандидат экономических наук:

— С 1996 года являюсь заместителем заведующего кафедрой экономической теории по научной работе. Сотрудники нашей кафедры активно занимаются научной деятельностью, публикуя ежегодно большое количество научных работ. Это помогает обогащать наши лекции интересными актуальными материалами и делает их более доступными для понимания студентами современных экономических процессов.

Антон Владимирович Шевердяев, доцент кафедры дизайна рекламы, кандидат социологических наук:

— Успех в области научных исследований, по-моему, связан в первую очередь с любовью, любовью к своему предмету, который тебя раз и навсегда увлëк и не отпускает. Мне повезло, поскольку занимающая меня тема — практики визуализации явлений музыкальной культуры, которая заинтересовала ещё в старших классах школы. Определился понятийный аппарат, круг волнующих проблем, удалось познакомиться и пообщаться с неоспоримыми авторитетами, которые сильно вдохновили. Результатом работы стала кандидатская диссертация, за которой последовали новые открытия.