Вузы многому научились в этом году

28 декабря

Жизнь вузов течет по своему календарю – учебному году, тем не менее в конце года календарного высшая школа тоже может подводить итоги. Тем более, что 2022 год был полон событий, требовавших нестандартных решений от всех участников образовательного процесса. О том, с какими проблемами столкнулись высшие учебные заведения в уходящем году и как их преодолевали, рассказывает председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна (СПбГУПТД) Алексей Вячеславович Демидов.

  • Алексей Вячеславович, в конце года принято подводить итоги. Совет ректоров уже собирался по этому поводу. Какие вопросы были наиболее важными в работе высшей школы в 2022 году?
  • Среди основных я бы назвал успешную работу вузов в условиях специальной военной операции. 21 сентября началась частичная мобилизация, от которой по указу главы государства были освобождены студенты очной и очно-заочной форм обучения. Бронирование сотрудников для обеспечения непрерывного учебного, научного и образовательного процессов стало на какой-то момент самым актуальным. Отмечу, что получают бронь не отдельные люди, а должности. Практически во всех вузах заработали военно-учетные столы и соответствующие службы по мобилизационным вопросам. С конца сентября до начала декабря многие высшие учебные заведения достигли цифры бронирования 70-75 % от возможного количества преподавателей и сотрудников. Один из серьезных результатов – адекватное реагирование в непростых условиях соответствующих служб вузов города и области на новые задачи и вызовы. На последнем заседании Совета ректоров вузов Петербурга и Ленинградской области выступали руководители и прокуратуры, и мобилизационного управления, и Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Вопросов у администраций вузов было много из-за непростой ситуации. В целом Санкт-Петербург и Ленинградская область справились. Вузы многому научились в этом году. Основную задачу руководство высшей школы видит в сохранении стабильности образовательного процесса и развития вузов.
  • Как удается Совету ректоров объединить вузы разных профилей и относящиеся к разным министерствам?
  • В Совет ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области входят учебные заведения, подчиненные 14 министерствам и ведомствам: 44 государственных вуза, 6 филиалов, 29 негосударственных, 6 военных. 17 вузов подчиняются Министерству науки и высшего образования РФ, 5 – Министерству культуры РФ, 2 – Министерству сельского хозяйства РФ, 4 – Министерству транспорта РФ и так далее. В рамках каждого министерства есть и свои требования к вузам. Это не мешает Совету ректоров взаимодействовать со всеми учебными заведениями и находить общие решения. Порядка 70 руководителей вузов города и области входят в Совет ректоров. Мы вторые после Москвы по количественному составу. Совет ректоров инициирует различные предложения: от правил приема до возможных изменений в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Важно отметить, что Петербург – это своеобразный полигон, где на базе одного региона можно увидеть тенденции развития высшего образования в стране, здесь можно обкатывать и понимать востребованность тех или иных изменений.
  • Вы являетесь также вице-президентом Российского союза ректоров. Как происходит обмен опытом с коллегами из регионов?
  • Некоторое время назад Российский союз ректоров одно из своих заседаний посвятил рассмотрению положительного опыта работы Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Это дань пониманию значимости питерской организации, которая является опорой в работе Союза ректоров всей страны. А нам есть чем поделиться. Например, я искренне благодарен тому, что «Санкт-Петербургский вестник высшей школы» – издание федерального уровня – является нашим печатным органом. Это единственный случай, когда у Совета ректоров какого-либо региона есть своя газета. Газета помогает быть в курсе новостей и мнений. На этом же поле – популяризации научно-образовательной сферы – мы тесно сотрудничаем с информационным агентством «Северная Звезда», которое специализируется на новостях науки, культуры и образования.
  • Какие значимые для вузов города проекты уходящего 2022 года вы бы отметили?
  • Например, стартовавший в этом году проект «Передовые инженерные школы», который призван обеспечить экономику страны высококвалифицированными инженерами. 30 российских университетов-победителей получат финансирование в объеме 33 млрд рублей на создание подобных школ.
    Это также и программа Министерства просвещения РФ «Профессионалитет», в рамках которой начнут учиться порядка 150 тыс. студентов по программам среднего профессионального образования в таких областях, как металлургия, фармацевтика, нефтехимическая промышленность и транспорт. 70 колледжей из 43 регионов России получили гранты в рамках федерального проекта «Профессионалитет» в 2022 году. В числе победителей наши образовательные организации: Электромашиностроительный колледж и СПбГУПТД.
    Петербург по праву может считаться научно-образовательной столицей. Общественная жизнь вузов очень насыщена, нет ни одного месяца, когда бы не проходило какое-либо мероприятие или подготовка к нему. В декабре прошли «Ассамблея молодых ученых» и «Студенческий бал». Вузы традиционно активно участвуют во всех конкурсах. Для студентов и преподавателей есть возможность проявить себя в образовательной, исследовательской и научной работе.
  • Возглавляемый вами Университет промышленных технологий и дизайна – участник программы «Приоритет 2030». Только что университеты отчитались о работе, проделанной в рамках программы в этом году. Почему важно участвовать в ней?
  • Цель программы «Приоритет 2030», стартовавшей в прошлом году, к 2030 году сформировать в России более 100 ведущих современных университетов – центров научно-технологического и социально-экономического развития страны, для достижения национальных целей развития Российской Федерации. Из 106 победителей программы 11 вузов из Санкт-Петербурга! Учебные заведения получают в рамках программы дополнительное финансирование на поддержку программы развития вуза. Если говорить об Университете промышленных технологий и дизайна, то вот конкретные примеры: участие в программе «Приоритет 2030» позволило нам пересобрать научные и образовательные заделы в новую стратегию развития, учитывающую задачи важнейших отраслей промышленности: текстильной, целлюлозно-бумажной, полиграфической. Важно отметить своевременность решений, реализуемых в рамках стратегических проектов по «умному текстилю и материалам» и переформатированию целлюлозно-бумажного комплекса, благодаря которым университет смог оперативно поддержать ключевые отрасли в сложившейся геополитической и экономической обстановке.
    Так, в марте 2022 года, после начала специальной военной операции, удалось исправить критическую ситуацию с офисной и другими видами бумаги благодаря внедрению имевшихся у университета технологий на предприятиях целлюлозно-бумажной промышленности.
    Совместно с Институтом высокомолекулярных соединений Российской академии наук разработан экологичный и экономичный метод получения гидрогелей из макулатуры (бумаги и картона). Такие гидрогели нетоксичны для окружающей среды и обладают повышенной водоудерживающей способностью. Одна из важных разработок — гидрогель из природного полимера целлюлозы для обработки ран.
    Резко вырос запрос на решения в направлении «умный текстиль и умные материалы с заранее заданными свойствами» для обеспечения безопасности, а порой и спасения жизни военнослужащих, медработников, спасателей. Эти разработки сегодня нацелены на оборонную промышленность и обеспечение безопасности военнослужащих. Если говорить о гражданском использовании, то внимания достойны самоочищающиеся ткани, разработанные нашими учеными. В естественных условиях одежда из такой ткани может самоочищаться под дождем или действием солнечных лучей. Важной особенностью технологии является то, что самоочищающееся покрытие может наноситься на ткани абсолютно любого состава. Такие ткани сегодня вызывают огромный интерес со стороны абсолютно всех областей производств вне зависимости от географического положения.
  • Считается, что «умные материалы» должны помочь в регионах с тяжелыми климатическими условиями
  • Одним из достижений этого года стала совместная работа стартапа Северо-Западного наноцентра «АрктикТекс» и ученых Университета промышленных технологий и дизайна, которые разработали куртки из электропроводящих нитей и нагревательных модулей. Такая одежда, безусловно, поможет в освоении Арктики. Куртка нагревается благодаря прочным нитям, проводящим электричество, может «следить» за состоянием здоровья, реагировать на повышение и понижение температуры, собирать и обрабатывать данные о пульсе и сердечном ритме человека.
  • Петербургские вузы сотрудничают с университетами Луганской и Донецкой народных республик. Сейчас они стали российскими. Как вы их поддерживаете?
  • Взаимодействие это очень серьезное, в ряде городских университетов (в Санкт-Петербургском горном университете, СПбГУ, нашем) с 1 сентября учатся первокурсники из университетов Донецка по очной форме обучения. Мы разместили студентов в общежитиях, выплачиваем стипендию и финансируем различные мероприятия. Коллективы вузов Петербурга отправляли в зону СВО целые колонны, в частности, машины УАЗ, тепловые пушки, палатки, термобелье для военнослужащих. Это не разовая акция. Это от души.
  • Что пожелаете студентам и своим коллегам в 2023 году?
  • Хотелось бы пожелать всей петербургской и областной высшей школе сохранять стабильное развитие, что в современной обстановке очень непросто. Продолжать реально помогать вузам новых российских регионов, не снижать качества научных исследований, делать их более прагматичными для потребностей экономики. Этот год особенно показал, что вуз – это не только получение профессиональных навыков, но и ощущение общественной жизни в своем университете. Студенты должны иметь возможность задавать и обсуждать вопросы в вузах, а не только в соцсетях. Хотел бы пожелать каждому ректору держать удар, сохранять зарплаты сотрудникам и преподавателям и чувствовать студенчество. Этот год показал немалые сложности и умение руководителей отвечать на идеологические вызовы (уже подзабытое понятие). Активная часть населения редко удовлетворяется базовыми постулатами, что это хорошо, а это плохо. Если хорошо, то почему? Если плохо, каковы причины? Люди, не работающие в вузе, плохо представляют работу ректора: им кажется, что он только дает указания, что объяснить в аудитории. Это очень поверхностный взгляд. Управленцы из других отраслей считают, что их опыт можно перенести на работу вуза. Это не так. Удерживать коллектив с разнообразными и сложными характерами, разными условиями жизни – это очень сложно. Скажу по своему опыту – это очень тонкая настройка. Именно студенческая среда, о чем говорит опыт многих стран, в том числе и нашей, – наиболее беспокойная, склонная к переменам. Я бы припомнил расхожее выражение «революции совершаются в столицах». Желаю каждому руководителю вуза чувствовать баланс настроений в студенческой среде. С наступающим 2023 годом!
  • Интервью опубликовано в Санкт-Петербургском
    Вестнике высшей школы от 28.12.2022