Кафедра иностранных языков в профессиональной деятельности
Сохраняя приверженность лучшим традициям университета, кафедра иностранных языков в профессиональной деятельности отвечает вызовам времени и реализует современные многоуровневые программы обучения иностранным языкам студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры пяти институтов:
- Институт бизнес-коммуникаций (ИБК);
- Институт графического дизайна (ИГД);
- Институт информационных технологий и автоматизации (ИИТА);
- Институт экономики и социальных технологий (ИЭСТ);
- Институт Федеральной службы по труду и занятости (ИФСТЗ).
Цель кафедры − всесторонняя и качественная подготовка будущих лидеров в сферах дизайна, коммуникаций, экономики, информационных технологий, государственной службы и международной деятельности, способных и готовых уверенно решать весь спектр профессиональных задач на иностранном языке, используя его как инструмент делового общения и профессионального развития.
Кафедра осуществляет базовую и специализированную подготовку на основе передовых методов обучения иностранным языкам, компетентностного и коммуникативного подходов, интерактивных технологий и дистанционной поддержки очного обучения. Особое внимание уделяется выбору инструментов вовлечения, что позволяет создать среду для развития потенциала каждого студента. На кафедре реализуется балльно-рейтинговая система оценки академических достижений, все обучающиеся делятся на подгруппы с учетом уровня владения иностранным языком и мотивационного профиля. Обучающимся предлагаются индивидуальные образовательные траектории, позволяющие выбрать иностранный язык для изучения (английский, немецкий, французский, китайский, итальянский), а также одно из трех направлений:
- Научное – возможность получить дополнительную квалификацию к диплому «Иностранный язык в профессиональной сфере», защитить обзорную статью и ВКР на иностранном языке;
- Международное – возможность получить дополнительную квалификацию к диплому «Иностранный язык и межкультурная коммуникация», пройти зарубежную стажировку в вузе-партнере;
- Профессиональное – возможность получить дополнительную квалификацию к диплому «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и возможность работать письменным переводчиком и пройти практику перевода в компании.
Ежегодно кафедра организует конференции, конкурс перевода, Олимпиаду, конкурсы видеороликов, постеров и открыток. Проводит международные хакатоны, мастер-классы ведущих преподавателей, бесплатные интенсивы и встречи трех разговорных клубов (книжного, разговорного и киноклуба).
- Программы профессиональной переподготовки, реализуемые на кафедре
- Дисциплины, преподаваемые на кафедре
- Иностранный язык
- Иностранный язык в сфере деловых коммуникаций
- Иностранный язык в профессиональной сфере
- Деловой иностранный язык
- Деловое общение на иностранном языке
- Иностранный язык (второй)
- Иностранный язык в профессиональной деятельности
В составе кафедры работают: доценты, старшие преподаватели и ассистенты.
Студенческое научное общество (СНО) кафедры иностранных языков в профессиональной деятельности – это площадка для популяризации науки и вовлечения студентов в исследовательскую деятельность. Участники работают с зарубежными публикациями по профилю подготовки, лингвистике и методике обучения иностранным языкам, развивают исследовательские компетенции, учатся анализировать и синтезировать информацию на иностранном языке, представлять результаты исследований и работать в команде. СНО активно интегрируется в научное сообщество университета: принимает участие в мероприятиях СНО СПбГУПТД, развивает межкафедральное сотрудничество, повышает интерес к научной карьере и поддерживает исследовательскую повестку университета как технологического лидера.
Научная деятельность кафедры направлена на методологическое обеспечение образовательного процесса и качества образования. Кафедра реализует три научно-исследовательских проекта силами пяти научно-методических групп, которые включают представителей выпускающих кафедр и работодателей.
- Основные научные направления
«Язык технологий»
Научная работа кафедры направлена на создание корпуса профессиональной терминологии и базы данных, охватывающей ключевые направления подготовки университета. Результатом исследований становятся словари, глоссарии, тезаурусы и корпуса текстов, формирующие лексическую основу для разработки современных образовательных материалов. Исследования ведутся по научным специальностям 5.9.8 Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика и 5.9.2 Литературы народов мира. Это направление позволяет изучать язык как инструмент профессиональной коммуникации и внедрять полученные результаты в образовательный процесс.
«Язык профессии: компетентностный подход»
Исследования посвящены внедрению компетентностного подхода в обучении иностранным языкам и анализу потребностей работодателей, студентов и образовательных организаций. Научная работа выполняется по специальностям 5.8.1 Общая педагогика, история педагогики и образования, 5.8.2 Теория и методика обучения и воспитания, 5.8.7 Методология и технология профессионального образования. На основе корпуса формируются образовательные продукты: модели профессиональных компетенций, учебники, практикумы, рабочие программы дисциплин, а также программы переподготовки и повышения квалификации. Это направление обеспечивает разработку содержания обучения, адаптированного под профессиональные задачи и актуальные требования заинтересованных сторон.
«Язык качества: доказательный подход»
Научная работа кафедры опирается на специальность 2.4.6 Стандартизация, метрология и управление качеством и ориентирована на применение доказательного подхода в методике преподавания иностранных языков. Исследования обеспечивают научное обоснование управленческих и методических решений: выбор второго иностранного языка, распределение студентов по уровням, анализ обратной связи, оценку эффективности дидактических методов и инструментов. Результатами работы становятся сценарии занятий, методические рекомендации и аналитические инструменты, позволяющие совершенствовать преподавание, разрабатывать персонализированные траектории обучения и использовать статистические и нейросетевые модели для повышения качества образовательного процесса.