«Я всегда хотела работать с костюмами»: Мохинур Комолова о создании коллекций, участии в модных показах и учебе на дизайнера

18 декабря

Мохинур Комолова учится в СПбГУПТД в Институте дизайна костюма по профилю «Дизайн костюма и аксессуаров». Она приехала из Ташкента, Республика Узбекистан. Россия стала для девушки первой страной, которую она посетила.

Несмотря на то, что Мохинур только начинает свою карьеру и учится еще на 2 курсе, она уже побывала на множестве модных показов. А ее коллекция на Don Fashion Week блистала наравне с такими известными российскими дизайнерами, как Джемал Махмудов, Светлана Топалова, Наз Маер, Ксения Кравцова и дизайнерским брендом DNK Russia. На показах девушка представляла свой университет, общалась с журналистами, выступала в роли спикера.

Совсем недавно студентка стала приглашенным дизайнером на Volga Fashion Week. На неделе моды в Казани она представила этническую коллекцию, в которой соединились мотивы Востока и Запада. Девушка использовала узбекские атлас и парчу, а украшения создала вручную.

Мы поговорили с Мохинур о жизни в Санкт-Петербурге, учебе и творчестве.

— Почему ты решила учиться в другой стране?

— Я приехала в Санкт-Петербург, потому что мне хотелось развиваться, совершенствоваться и получать лучшее образование, чем то, что предлагал мне Узбекистан. Тут есть на кого равняться и с кем соревноваться. И мне нравится развиваться в темпе, быть в постоянном движении.

— Кроме Санкт-Петербурга ты не рассматривала другие города? Или вообще другую страну, не Россию, для обучения?

— Я захотела поступить в Санкт-Петербург еще в 7 классе. Тогда я сделала карту желаний и на ней был наш университет. Еще я рассматривала Уфу, Казань, Турцию. И даже прошла конкурс на поступление в Турцию. Но в последний момент мы посоветовались с мамой и она поддержала меня, и я приняла решение поступать именно в Санкт-Петербург.

— По каким критериям ты выбирала место учебы? Например, в Санкт-Петербурге тебе приглянулось несколько вузов, как ты их сравнивала?

— Я искала университеты, связанные именно с fashion-индустрией. Наш университет был на первом месте в рекомендациях и еще был Штиглица. Я просто начала следить за новостями: что в этих университетах происходит, как они проявляют себя. И именно в СПбГУПТД я увидела больше возможностей для развития именно в индустрии моды.

— Как тебе жизнь в Санкт-Петербурге и в России в целом?

— Мне очень нравится. Я нахожу единомышленников и соотечественников. Санкт-Петербург — культурная столица России и возможностей для развития здесь очень много. Но если быть честной, мне также и сложно. Очень. По учебе задают много, достаточно для того, чтобы сидеть и каждый день делать задания, для того чтобы развиваться и не отставать. А делать что-то помимо учебы, например, шить, это очень долго и просто не хватает времени.

Мне нравится посещать мероприятия от университета и Центра адаптации иностранных студентов. Это большая поддержка. Здесь я могу встретиться с людьми из своей страны и отдохнуть духовно, сходить в театр или музей.

— Ты не просто участник в Центре адаптации иностранных студентов, а наставница. Расскажи, как ты пришла к этому решению?

— Во-первых, я хочу помогать людям. Во-вторых, я знаю английский язык и могу переводить. Если кто-то не знает русский язык, я могу помочь контактировать с другими. На первом курсе, например, были моменты, когда иностранцы не говорили по-русски и приходилось с администрацией общежития общаться, как переводчик. Мне понравилось, что я могу помочь людям решать их проблемы и строить коммуникацию. Я получаю удовольствие от того, что могу быть кому-то полезна.

— Возвращаясь к учебе, почему ты выбрала именно дизайн костюма?

— Я всегда знала, что хочу быть модельером-дизайнером. Работать с костюмами. На карантине я научилась мастерить украшения. И когда увидела направление, где есть не только дизайн костюма, но и аксессуаров, я решила, что хочу дальше реализовываться и создавать не только костюмы, но и сумки, обувь, бижутерию.

— Как ты начала участвовать в модных показах? Тебе с этим кто-то помогает?

— Все началось с того, что я решила принять участие в Адмиралтейской игле. Но так получилось, что в финал я не прошла. Мне было немного печально и обидно, я ведь очень старалась.

Потом я узнала про Fashion market «Модная волна» и участие в нем стало моим первым опытом как дизайнера. После «Модной волны» на меня подписалось большое количество дизайнеров, модельных агентств и фотографы, которым понравились мои работы. Многие предлагали сотрудничество и фотосессии.

Девушка-куратор, с которой я познакомилась, когда была волонтером на Neva Fashion Week, связалась со мной и рассказала о возможности участия в Volga Fashion Week в Татарстане. Я и до этого очень хотела туда попасть, но участвовать там очень дорого. И я думала, что мечта так и останется мечтой. В показе принимало участие больше 50 дизайнеров, и у всех были современные костюмы: из пайеток, фатина, с использованием блестящих тканей. А я использовала только этнические ткани. Ткани, которые они не смогли бы нигде найти и которые были только у меня, потому что они были созданы узбекскими мастерами вручную. И это привлекло внимание моделей, дизайнеров, жюри. Другие дизайнеры подходили ко мне и спрашивали про ткани, им было очень интересно. Надеюсь, в будущем большая часть населения заинтересуется костюмами из этнических тканей и захочет их приобрести.

— Расскажи про свою этническую коллекцию на Volga Fashion Week. Как родилась идея создать именно такую коллекцию одежды?

— Честно говоря, первая коллекция зародилась еще когда я была в 11 классе. Я заканчивала колледж по направлению «Промышленный дизайн» и занималась тем, что мастерила светильники, расписывала витражи, в общем, создавала что-то техническое. Вопреки всему, я была первым человеком, который не по своему направлению защитил диплом. И именно тогда появилась моя первая коллекция. Сейчас я понимаю как много в ней было ошибок и недоработок. Но эту коллекцию я взяла за основу новой и повторила уже в улучшенном варианте.

В основном я сейчас работаю с костюмами для девушек и первая моя коллекция называлась «Luluat Al Sharq». Это переводится как «Восточный жемчуг». Все костюмы были достаточно нежными, а также в коллекции было два свадебных образа, которые можно изменить и надеть, например, на выпускной. Суть была в том, чтобы коллекция передавала восточный колорит в комплекте с аксессуарами. Глядя на нее, особенно на образ невесты, все говорили: «О, это что-то такое восточное и сказочное». Поэтому я и назвала ее «Восточная жемчужина».

Вторую коллекцию я спроектировала уже на 1 курсе. Мы рисовали задание — форму в костюме — и тогда я комбинировала этнические ткани. Первое, что я услышала от преподавателя, было: «О, получилась коллекция». И я взяла это на заметку. Когда я приехала в Ташкент, то сразу купила ткани, сделала украшения. Вернулась в Россию я уже с коллекцией.

— Расскажи подробнее про этническую ткань. Как ее создают и какие виды существуют?

— Вообще все, что связано с этникой, я беру из узбекской культуры. Например, есть полотно, на котором вышиты очень яркие рисунки. Это называется «сюзане». Такая вышивка используется во многих костюмах. Но ее создание — очень долгий ручной процесс. Повторить такую вышивку на швейной машинке невозможно.

Также есть ткани адрас и атлас. Адрас — шелковая ткань, которую получают из тутового шелкопряда. Этот «червячок» ест листья тутовника и вырабатывает шелковую нить. Мастера их собирают и перерабатывают вручную, используя специальные методы. Затем эту нить красят и ткут из нее адрас или атлас на деревянных станках. Часто на адрасе и атласе можно увидеть рисунок «икат» — это самый популярный восточный узор, и каждый рисунок имеет свой уникальный смысл. В основном, он оберегает от сглаза или используется как талисман, который привлекает счастье.

Узбекские ткани отличаются от других тем, что они очень яркие и манящие, от них как будто не оторвать взгляд. Атлас неспроста называют «царской тканью». Существует даже предание о его появлении — легенда об узбекском хан-атласе.

— На своем творчестве и участии в конкурсах и показах ты пока не зарабатываешь?

— Пока что нет, но планирую в будущем. У меня есть договоренность с ателье в Ташкенте, которое может достать те материалы, которые я использую. Я работаю по этническому направлению и использую экологически чистые материалы, которые получают из шелкопряда, хлопка. Я надеюсь, что люди разделят мои взгляды и начнут покупать экологические, хорошо обработанные и безвредные для нашего мира и планеты костюмы, а я смогу в дальнейшем на этом зарабатывать. Я прошла курсы кутюрной вышивки. Теперь я могу свободно шить без швейной машинки, отшивать уникальные костюма, которые невозможно повторить.

— Как выглядит шитье без швейной машинки?

— Суть кутюр в том, что дизайнер отшивает костюм вручную, без использования швейной машинки. Швы на таких изделиях невозможно повторить. Даже сам дизайнер может спустя время понять, что не помнит, как именно шил какой-то элемент и не сможет повторить свою работу. Я использую кружево и вышивку, а их сложно повторить дважды. Особенно, если рисунок сложный. В этом и заключается вся суть кутюр. Изделие должно быть единственным и неповторимым.

— Как родные и знакомые относятся к твоим успехам? Они гордятся тобой?

— Да. И мои преподаватели из колледжа тоже. Я всегда была человеком, который везде участвует, что-то делает, проявляет себя. Преподаватели говорят: «Мы в тебя верили и знали, что ты проявишь себя с хорошей стороны».

Мама очень гордится мной. Я рада, что оправдала ее доверие и смогла достичь первой ступени к карьере.

— Какие планы на будущее? Чем будешь заниматься после окончания учебы: пойдешь в магистратуру или полностью посвятишь себя дизайну?

— Хороший вопрос. Я очень часто думаю об этом, потому что уже пора. Первое, что я сделаю — начну реализовывать свой бренд одежды. Я уже работаю над его созданием. Второе — открою ателье или шоурум в Санкт-Петербурге. Третье — продолжу обучение в магистратуре. Здесь у меня два варианта: продолжить в нашей магистратуре или попробовать поступить в Турцию. Я рассматриваю Турцию, потому что знаю язык и мне близка их религия и менталитет.