Круглый стол «Монументально-декоративная эмаль в архитектуре: сакральное пространство храма, общественное пространство метро»

04 апреля

03 апреля 2024 г. в Белом зале Российской Академии Художеств (Москва, Пречистенка, 21) при поддержке Министерства культуры РФ, Российской академии художеств, Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств, Отдела художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства по инициативе Ирины Юрьевны Перфильевой, доктора искусствоведения, доцента, главного научного сотрудника отдела художественных проблем дизайна, декоративного и народного искусства НИИ РАХ состоялся круглый стол «Монументально-декоративная эмаль в архитектуре: сакральное пространство храма, общественное пространство метро».

На круглом столе встретились художники и искусствоведы со всей России. Среди участников следует отметить искусствоведов стоящих у истоков отечественной школы художественной эмали, таких как: Марина Леонидовна Терехович, почётный член РАХ; Андрей Акимович Гилодо, аккредитованный эксперт при МКААД по русским художественным эмалям XIX в., а также художников сыгравших важную роль в распространении эмальерного искусства на территории России — Александра Андреевича Кариха, генерального директора Международного творческого центра эмальерного искусства «Эмалис» и Михаила Александровича Селищева — основателя дома творчества «Хорс» на базе которого проводятся эмальерные симпозиумы и выставки, Екатерину Николаевну Вдовкину — одного из ведущих художников-эмальеров-иконописцев России выполнившего большое количество заказов по монументально-декоративному оформлению православной архитектуры в технологии горячей эмали. Также следует отметить представителей Санкт-Петербургской и Московской школ станковой-монументальной эмали, руководителей эмальерных мастерских в одних из крупнейших Вузов страны — Евгения Евгеньевича Матько и Анастасию Юрьевну Агафонову — представителей кафедры монументально-декоративной живописи Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Г. Строганова; Светлану Петровну Пономаренко и Сергея Николаевича Крылова — представителей кафедры монументально-декоративной живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица.

В ходе круглого стола искусствоведы и художники-эмальеры обозначили истоки развития монументальной эмали, специфические отличия монументальной эмали в пространстве храма и метро, а также показали примеры монументальных проектов выполненные за последние 10 лет рассказав об авторских методиках работы.

По итогам заседания, на основании докладов, было проанализировано состояние современной монументально-декоративной эмали в контексте дальнейшего развития этой традиционной техники, были выявлены основные проблемы заключающиеся в отсутствие финансирования и технологической базы для художников-эмальеров в России.

От Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна на круглом столе выступил старший преподаватель кафедры монументального искусства, кандидат искусствоведения Яна Александровна Александрова с докладом «Эмаль в пространстве храма».